Аркадий «FreeMan» Кириченко

Москва

Аркадий Кириченко — один из двух всемирно известных Аркадиев, выпускников Московской Военно-Музыкальной школы, выбравших карьеру в области новоджазовой музыки (второй, учившийся одновременно с ним — Аркадий Шилклопер). За его плечами также Государственное училище им. Гнесиных, Казанская Консерватория.

Серьёзно заниматься джазом и джаз-роком Кириченко начал в 1979 году в ансамбле импровизационной музыки под управлением Александра Айзенштадта. В середине 80-х он выступал в составе московского диксиленда «Капелла Дикси» Льва Лебедева, участвовал в фестивалях в СССР и ГДР. Параллельно с этим Кириченко регулярно работал с московскими театрами в качестве как музыканта, так и актёра.

В 1985 году вместе с Сергеем Летовым и Аркадием Шилклопером Кириченко основал ансамбль интуитивной музыки «Три О», с которым много гастролировал по России, США и странам Европы. Это трио стало одним из наиболее влиятельных новоджазовых образований своего времени. В конце 80-х Кириченко часто работал и с легендарной «Поп-Механикой» Сергея Курёхина, занимал пост музыкального директора Театра Импровизации Союза Театральных Деятелей СССР под руководством Олега Киселёва, а в 1990-м впервые принял участие в престижном джазовом фестивале в качестве вокалиста.

В 1991 году Аркадий почти на пятнадцать лет перебрался в США, где жил и работал под псевдонимом ФриМэн. Это не было эмиграцией: музыкант, по его собственным словам, хотел прикоснуться к первоисточникам джазовой культуры, пропитаться духом города, являющегося столицей мирового джаза, услышать и увидеть «живьём» своих кумиров. Кириченко много выступал в Штатах с интересными представителями новой импровизационной музыки, не забывая и о родине: с 1997 по 2005 го он — постоянный участник Международного фестиваля «SKIF» памяти Сергея Курёхина, проходящего в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге.

В 2000-м году в Нью-Йорке вышел сольный альбом Кириченко «Tuba Mirum Unlimited, Inc.» — как следует из самого названия, посвящённый тубе. Уникальные способности Кириченко именно как тубиста, подтверждённые этим альбомом, делаются причиной всё более активного приглашения его на фестивали с сольной программой.

С 2005 года Аркадий снова живёт в России, участвует во множестве разнообразных проектов, регулярно играет с Аркадием Шилклопером и Сергеем Летовым, работает с Вячеславом Ганелиным, Аркадием Готесманом, Александром Айзенштаттом и другими мэтрами новой импровизационной музыки.

Отзывы слушателей:

… особенно понравился тубист, который без тубы.

… вообще неординарный человек! Я ловила ощущение зала «то ли плакать, то ли смеяться», очень необычное выступление:)

… удивили и на этот раз, особенно дяденька с трубой (Аркадий «FreeMan» Кириченко) со своей программой «Рождение блюза». Я сначала не понял, зачем он так пространно рассказывал про то что будет исполнять, ну, думаю, дяденька просто разговорчивый. Но потом понял, что он это для таких как я нубов распинался, чтоб предохранить нас от культурного шока:)

… маааллллааадееец! Не подозревал, что такие кренделя можно голосом выделывать. Жаль, конечно, что тубу не привёз, обожаю этот инструмент (он у меня ассоциируется не с похоронами, а с игрой Карабаса-Барабаса-Этуша).