МАСМ (Михаил Дубов)

Московский Ансамбль Современной Музыки (МАСМ)

МАСМ (Михаил Дубов)Москва

Иван Бушуев, флейта
Олег Танцов, кларнет
Илья Рубинштейн, виолончель
Михаил Дубов, фортепиано

МАСМ основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии признанного лидера отечественной школы новой музыки Эдисона Денисова. МАСМ первым прорвал информационный вакуум и представил на Западе новейшую российскую музыку, а у нас – творчество современных зарубежных авторов. Отличающийся высоким уровнем профессионализма коллектив быстро завоевал мировую популярность: ведущие российские и зарубежные композиторы доверяли ему свои премьеры и посвящали новые произведения. Значительное место в репертуаре коллектива принадлежит и музыке молодых композиторов.

На счету МАСМ более 800 мировых и российских премьер, принадлежащих композиторам разных поколений, среди которых классики Д.Шостакович, Н.Рославец, А.Мосолов, А.Шнитке и Э.Денисов (Россия), Э.Варез и Я.Ксенакис (Франция), Х.Лахенманн (Германия), Л.Ноно и Л.Берио (Италия) и другие; ансамбль выпустил около 40 компакт-дисков для ведущих мировых лейблов России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Коллектив гастролировал в 25 странах мира и 80 российских городах, выступал на лучших концертных сценах, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как “Московское Биеннале современного искусства”, “Дягилевские сезоны” (Пермь), “Radio-France presences” (Франция), “FrankfurtFest”, “Maerzmusik” (Германия), “Gaudeamus music week” (Нидерланды), “Warsaw Autumn” (Польша), “Klangspuren” (Австрия) и других. Коллектив инициировал уникальные культурно значимые проекты, привлекшие огромное внимание широкой аудитории и прессы. Среди них “Проект Машина” в Московском художественном театре (режиссер К.Серебренников), “Реконструкция” в Школе драматического искусства (Москва) и Эрмитажном театре (Петербург), мультимедийный проект “Свет-символ-звук” в Московском международном Доме музыки и прочие.

Одним из главных направлений деятельности коллектива являются регулярные просветительские программы, проходящие практически во всех федеральных округах страны и осуществляемые в тесном партнерстве с российскими и международными культурными институциями. Цель этих программ – повысить профессиональный уровень музыкантов и популяризировать современную музыку среди широкой аудитории российских регионов. Они включают концерты, мастер-классы, творческие встречи и конференции, в них участвуют не только солисты ансамбля, но и ведущие отечественные и зарубежные композиторы, исполнители и музыковеды. Ежегодно МАСМ проводит не менее 20 региональных просветительских проектов. Новым беспрецедентным для России проектом стала ежегодная двухнедельная Международная Академия Молодых Композиторов в городе Чайковском (Пермский край), стартовавшая в 2011 году.

С 2005 года МАСМ является членом Международного Общества Современной Музыки (International Society for Contemporary Music – ISCM) в составе Российской национальной секции. В 2009 году коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив. В 2013 году МАСМ стал лауреатом премии «Золотая Маска» в номинации «эксперимент».

——————————

Выступление в Дубне на 16-м фестивале «МузЭнерго» проводится при поддержке:
Министерства культуры Российской Федерации.

Программа выступления:

  • Петер Аблингер (Австрия) “Voice and Piano” для фортепиано и электроники
  • Павел Карманов (Россия) “Different rains” для флейты, фортепиано и электроники
  • Тон де Лео (Нидерланды) “Горы” для бас-кларнета и электроники
  • Эйвинд Торвунд (Норвегия) “Krull Quest” для виолончели и видео
  • Юрий Акбалькан (Россия) “0.1” для трех исполнителей
  • Джон Кейдж (США) “Fontana Mix” для 4 исполнителей и электроники

О ПРОЕКТЕ 7 ДЕКАБРЯ (из статьи композитора Сергея Невского к фестивалю «Чернозем», Воронеж, сентябрь 2013)

О современной академической музыке часто говорят: «Это не музыка, а перформанс». Или: «Здесь нет мелодии, только шум». Или: «Тут ничего не происходит, это инсталляция». Еще говорят: «Этому сочинению место не в концерте, а на выставке современного искусства». Спектр средств, используемый современной академической музыкой, столь широк, что порой и самому подготовленному слушателю бывает сложно разобраться, где заканчивается музыка где проходят ее границы. Чтобы разобраться в этой ситуации, мы решили провести концерт, который так и называется: «Границы музыки».

При составлении программы мы выяснили несколько важных обстоятельств. Во-первых, музыка часто черпает свой материал в неакадемических источниках, в поп-культуре, повседневных шумах и даже разговорной речи. Например, Krull Quest Эйвинда Торвунда для виолончели и видео развертывает перед слушателем странный угловатый мир ранних компьютерных игр с главным героем Марио. В Voice and Piano австрийского композитора Петера Аблингера записанные на пленку голоса великих людей ХХ века: Бертольта Брехта, Жан-Поля Сартра и Валентины Терешковой — становятся мелодией, исполняемой на обычном фортепиано. B качестве третьего исполнителя в пьесе Акбалькана используется высокочастотная синусоида.

Разумеется, в программе фестиваля будут и обычные концертные сочинения, не требующие от слушателя выхода за пределы привычной ему концертной ситуации (Павел Карманов, Тон де Лео) Но и в них акустические инструменты сочетаются с электронными звуками фонограммы.

Что же объединяет эти столь разные подходы? Что заставляет нас считать музыкой видео и имитацию компьютерной игры и сопереживать им, как мы сопереживаем мелодии Чайковского или сонатному аллегро Моцарта? Возможно, дело в том, что любая музыка это, прежде всего, организованное переживание времени, ее поэзия и структура явлены нам не только в звуке, но и в том, как он развертывается во времени. Музыка меняет наше восприятие времени и, в результате, заставляет нас иначе слышать любую звучащую реальность. Любая музыка организована и логична, даже та, которая декларирует хаос, как fontana mix классика американского авангарда Джона Кейджа. Музыка заставляет нас слышать взаимосвязи там, где мы не привыкли их слышать, она учит нас видеть красоту в непривычном и незнакомом и, в конце концов, помогает нам принимать и понимать непривычное и незнакомое. Она учит нас позволять другому быть другим и, в конечном итоге, свободе.

——————————