Опубликовано

30.11.2019, «Grey Whale» (Владимир): NOVA (Швейцария)

Кристиан Дзатта (Christian Zatta), гитара, композиция
Флориан Боллигер (Florian Bolliger), бас-гитара, видеоряд
Флориан Хёсль (Florian Hoesl), ударные

Гитара, бас и барабаны — это слишком просто. Трио NOVA описывает себя иначе: «Межзвёздный странник, электрический монах в облаке космической пыли, пронизанной солнечным светом. Батареи почти пусты, и он думает про себя: «ах, чёрт!».

В оригинальной версии «электрический монах» выражается, впрочем, куда энергичнее. В неловкости перевода его слов на общеупотребительный русский — хороший ключ к пониманию того, какое впечатление Nova производит на слушателя. То, что кажется в подходе этой группы очевидным и даже банальным, внезапно не поддаётся буквальному описанию; то, что кажется прекрасно-вычурным, при ближайшем рассмотрении куда брутальнее; то, что сказано — не получается понимать дословно. И причина этого — в том, что Nova не отрабатывают напыщенную концепцию, а по-настоящему свободно чувствуют себя в музыкальном поле, на которое им довелось зайти; музыкантам комфортно, и это не только чувствуется, но и захватывает.

Лидер группы — молодой гитарист-вундеркинд Кристиан Дзатта, начавший совмещать обычное школьное образование с профессиональной специализацией уже в возрасте одиннадцати лет (в этом году он и перешёл к формальному обучению музыке, и основал свой первый коллектив). Первые годы его деятельности — характерный для подростка поиск себя одновременно в блюзе, рок-музыке, проба себя в качестве вокалиста (пять лет в хоре The Harmonics). Дзатта, которому сегодня едва исполнителось двадцать пять, вообще успел довольно многое в плане профессиональной карьеры в те годы, когда нормальному европейцу ещё положено лишь начинать учиться. Безусловно, основная масса групп с его участием по очевидным причинам соответствовала в этот период в лучшем случае лишь национальному уровню известности. Однако для многих даже такой старт стал причиной отставаний и пауз в образовании, Дзатта же прошёл без задержек все ступени швейцарской музыкальной школы: сегодня у него на счету степень бакалавра искусств по специальности «Джазовая музыка» и магистерская степень как исполнителя и композитора. Преподаватели Дзатты — авторитетные европейские педагоги Франк Мёбус, Калле Калима, Джессе ван Рулер. Несколько месяцев, проведённых в Нью-Йорке, позволили ему повысить своё мастерство в частных занятиях с такими грандами, как Гилад Хексельман и Майк Стерн. Уровень Дзатты как гитариста сегодня уже подтверждён и формально — эндорсерским контрактом с производителем усилителей LaBoga.

Проект Nova, запущенный в 2018-м году, в ноябре того же года выпустил свою первую запись «The Intergalactic Traveler», а в январе 2019-го отправился в первый международный тур, выступив в Австрии и Германии. По задумке музыкантов, каждый концерт Nova — это построение (или, скорее, визуализация для слушателя) некоей новой галактики, в которой непростая смесь джазовой импровизации, рокерской энергии и электронной обработки звука позволяют открыть для себя совершенно новый мир. Термин «визуализация» применительно к музыке не случаен: басист коллектива Флориан Боллигер создаёт специальный видеоряд, настраивающий на определённые образы.

Любопытен тот факт, что в состав трио Дзаттой привлекаются очень разные музыканты. Играющий с ним сегодня многообещающий басист Флориан Боллигер — одногодок самого Кристиана, не менее активный на современной джазовой и рок-сцене Швейцарии, но не такой ответственный в формальных достижениях (над своей магистерской степенью он ещё работает). А вот за барабанами группы побывал не кто иной, как Марк Халбхир — это уже очень серьёзное свидетельство того, что Nova и правда радикально выделяется из числа «молодых» и «подающих надежды» групп. Халбхиру на тот момент было уже за пятьдесят, в его послужном списке работа в коллективах калибра Vienna Art Orchestra, записи и выступления с выдающимися мастерами уровня Кристи Дорана, Хорхе Пардо, Арильда Андерсена — и, что добавляет ситуации настоящего безумия, с петербургским гусляром Максимом Анухиным.

Впрочем, на записи первого альбома Nova работал другой барабанщик, Даниэль Шухтер, а после пары лет работы с мэтром Nova вновь пересмотрела состав: сегодня за ударными — Флориан Хёсль, человек не менее своеобразный. Помимо формального обучения музыке (чем трудно удивить, говоря о профессиональном музыканте), Флориан активно занимается научными изысканиями в околомузыкальной области. Одна из его последних работ, выполненная в соавторстве с люцернским профессором, называется «Моделирование осознанного синкопирования в типичных партиях ударных популярной музыки».

Словом, от концерта Nova можно ожидать чего угодно, но точно не предсказуемого джаз-рока. Электрический монах знает, о чём говорит.

Пресса

  • «… это и правда ведёт вас в межзвёздное путешествие; …если вы цените умело скроенную инструментальную музыку, то этот альбом, который вам нужен. Вы не разочаруетесь» (The Progressive Aspect, США)
  • «… эта музыка — не что-то выученное наизусть, она сохраняет сырой, аналоговый характер, определяющий развитие импровизации» (Rontaler.CH)
  • «… все трое — большие мастера своих инструментов, не ограниченные стилями и направлениями» (Schaffhauser Nachrichten, Швейцария)