Опубликовано

Albatrosh (Норвегия)

Эйольф Дале (Eyolf Dale), фортепиано
Андре Ролигетен (André Roligheten), саксофоны, флейты

«Альбатрош» ничего общего с альбатросом не имеет. Как говорят сами музыканты дуэта, «это весьма редкое существо с двумя головами и впечатляющим размахом крыльев; оно оптимально использует ветер и имеет выдающуюся дальность полёта благодаря своему динамичному и эффективному стилю; оно не боится других существ и с удовольствием пригласит вас в своё собственное гнездо». И, разумеется, это всё ещё об импровизационной музыке.

Дуэт Эйольфа Дале и Андре Ролигетена сложился в их родном норвежском городке под названием Шиен, когда музыкантам едва перевалило за двадцать. Уже к этому возрасту их имена были известны: Эйольф и Андре считались весьма многообещающими импровизаторами, представителями подрастающей элиты европейской новой музыки. Несмотря на выстроенную каждым из них впоследствии личную карьеру (а играли они очень и очень во многих составах), именно с Albatrosh, формально основанным в 2006-м, музыканты добились своих первых громких успехов, выступили на огромном количестве именитых фестивалей, среди которых London Jazz Fest, North Sea и необычный, но оттого ещё более привлекательный 12 Points в Дублине. У группы на счету уже пять (!) альбомов, последний из которых, «Night Owl», был выпущен известнейшим лейблом Rune Grammofon.

Для музыки дуэта характерно бескомпромиссная взаимная интеграция того, что многие современные музыканты уже искренне считают несовместимым — строгой и осмысленной композиции и свободной импровизации, встроенной в выписанные пьесы, что называется, «без швов». Уже более чем десятилетний опыт совместной работы позволяет музыкантам не терять друг друга и не упускать контроль над полуспонтанным произведением даже в те моменты, когда один из них впадает в процессе исполнения в крайность (причём крайностью может оказаться и уход в полную абстракцию, и беззастенчивый романтизм и стремление к «обычной» красоте в музыке). Некоторые из критиков, описывая их звучание и взаимодействие, употребляют ни что иное, как термин «смузи»: именно так максимально детализированный, чёткий, осмысленный и кристально ясный звук смешан здесь с открытой и ничем не ограниченной экспрессией.

Уже в 2008-м коллектив начал постоянно попадать в разнообразные «списки лучших», получать призы, звания и именные стипендии. Только в этом 2008 году Ролигетен получил специальный приз как солист на конкурсе «Young Nordic Jazz Comets» в Копенгагене, сам дуэт на том же конкурсе дошёл до финала, а Норвежская джазовая ассоциация назвала их «Молодыми музыкантами года». На счету Albatrosh специальная «Джазовая стипендия», присуждаемая джазовым фестивалем в Мольде в сотрудничестве с организациями-спонсорами и национальными джазовыми сообществами. А в 2009-м на всеевропейском конкурсе в рамках North Sea музыканты были названы «лучшим коллективом»; комментируя это решение, известнейшая композитор и бэндлидер Мария Шнайдер сказала о «великолепном взаимодействии, потрясающей импровизации, эффектных и полных цвета композициях». Нужно ли ещё что-то добавлять?

На суммарном счету двух норвежцев, каждому из которых сегодня едва за тридцать, более пятидесяти (!) альбомов, записанных в том числе с такими именитыми норвежскими составами и музыкантами, как Trondheim Jazz Orchestra, Team Hegdal, органист Стале Сторлёккен, тубист Даниэль Херскедаль. А среди тех, с кем им приходилось работать — ещё более заметные имена уровня Джанго Бейтса, Паала Нильсена-Лова, Бугге Весселтофта, Матиаса Айка.

Отзывы прессы

  • «Оба музыканта — действительно большие импровизаторы» (The Guardian)
  • «Эта их интуитивная химия поднимает альбом на совершенно иной уровень» (New York Times)
  • «Потрясающий пример безупречного взаимодействия. Этот альбом — сенсация (по меньшей мере!), и это касается и композиции, и импровизации, и инструментализма» (Dagbladet)

 


Фото для полиграфии

Параметры возможного тура

  • 2 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона предоставляет:
    • акустическое пианино или рояль с возможностью доступа к струнам (часть музыки исполняется с касанием струн рукой пианиста); электронные клавишные инструменты крайне нежелательны и могут с небольшой вероятностью быть согласованы в виде исключения для организаторов, предлагающих финансовые условия выше среднего
    • два инструментальных микрофона для саксофонов и флейты
    • микрофон на стойке на конферанс (на английском, перевод и озвучка перевода на усмотрение принимающей стороны)
    • два монитора и две мониторных линии
    • типовую озвучку
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 40 до 70 минут
  • в рекламной кампании должны быть указаны логотипы поддерживающих коллектив организаций
  • агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, lnogradski@gmail.com

Albatrosh + «МузЭнерго»: прошлое

  • ТУР-2018
    • 15 октября — Воронеж, книжный клуб «Петровский»
    • 16 октября 2018 — Дубна, КМЦ «Инициатива»
    • 17 октября — Железногорск, ДМШ им. Мусоргского
    • 18 октября — Красноярск, большой зал КГИИ
    • 19 октября — Санкт-Петербург, JFC
    • 20 октября 2018 — Калининград, «Катарсис»
    • 21 октября 2018 — Москва, клуб Алексея Козлова

Архив избранных афиш