Опубликовано

Árstíðir (Исландия)

Состав 2010/2011 г.

Хадльгримюр Йоунас Йенссон (Hallgrímur Jónas Jensson), виолончель, голос
Карл Алдинстейн Пестка (Karl Aldinsteinn Pestka), скрипка, голос
Гюннар Маур Якобссон (Gunnar Már Jakobsson), гитара, голос
Рагнар Оулафссон (Ragnar Ólafsson), баритон-гитара, голос
Даниель Аудюнссон (Daníel Auðunsson), гитара, голос
Йоун Элиссон (Jón Elísson), фортепиано, голос

Состав 2017 г:

Гюннар Маур Якобссон (Gunnar Már Jakobsson), гитара, голос
Рагнар Оулафссон (Ragnar Ólafsson), баритон-гитара, голос
Даниель Аудюнссон (Daníel Auðunsson), гитара, голос
Гийом Лагравье (Guillaume Lagravière), виолончель
Жан-Самюэль Без (Jean-Samuel Bez), скрипка

Далекая и загадочная Исландия уже давно зарекомендовала себя как родина самых удивительных музыкальных проектов. К числу таких смело можно отнести Árstíðir, чьё триумфальное шествие по миру началось в 2010-м году неожиданно «выстрелившими» российскими гастролями.

Тогда о них писали так:

«Árstíðir» (исл. «времена года») — это коллектив из Исландии, ставший одной из главных музыкальных сенсаций последних лет в этой маленькой северной стране. Менее чем за год своего существования они сумели поднять свою независимую и откровенно некоммерческую музыку до уровня общенационального интереса, пробились на телевидение, радио, во все сколько-то заметные концертные залы страны и заручились поддержкой такого признанного авторитета в жанре неоклассики, как Оулафюр Арнальдс, который взялся продюсировать их второй альбом. И всё это — при том, что в материале группы нет ни агрессивного пульса современной эстрады, ни чрезмерного эпатажа, ни эстетики отвергнутых обществом бунтарей.

Первый состав группы собрался в Рейкьявике, столице Исландии, в 2008 году. Глобальных целей основатели коллектива не преследовали: это было своего рода развлечение на выходные, «прикладная» музыка в стилистике «Crosby, Stills, Nash & Young» или «Simon & Garfunkel». Однако со временем прямолинейные идеи «рок-бардов» уступили место более комплексному и изящному подходу. Вокальные партии стали раскладываться на многоэтажную полифонию, привычное унисонное звучание гитар — обретать новые тембральные краски, да и сам инструментальный состав группы трансформировался. «Árstíðir» используют, например, редко встречающуюся баритон-гитару, а добавленные со временем фортепиано, скрипка и виолончель делают звучание секстета абсолютно уникальным. Их выступление представляет собой акустическое камерное действо: шестеро молодых людей затягивают многоголосую балладу, дополняемую изящной струнной и фортепианной аранжировками.

Вот что говорят сами музыканты: «С одной стороны, в Исландии очень богатые музыкальные традиции, которые коренятся глубоко внутри нас. Сложно найти исландца, который, взяв в руки гитару, не смог бы наиграть несколько мелодий. С другой стороны, Бьорк и её коллектив, представившие Исландию в присущей панку80-хсфере „сделай-сам-творчества“, породили большое количество андеграунда в пригородах Рейкьявика». И группа балансирует между этих двух крайностей. «Árstíðir» — это в первую очередь «фирменные» вокальные гармонии, камерность и проникновенность звучания — и в то же время настоящий драйв, который, словно исландский гейзер, какое-то время незаметно формируется — и неожиданно вырывается наружу, увлекая за собой и не оставляя равнодушным никого.

Сегодня у музыкантов в активе достижения, по большому счёту, лишь национального калибра, но и эти достижения дорогого стоят для коллектива: две композиции, занимавшие первые месте на национальном радио, регулярные появления на ТВ, «живая» EP и полноценный альбом с одноименным названием («Árstíðir»), изданный в 2009 году и отмеченный как благожелательными отзывами в прессе, так и отличными продажами. На коллектив обратили внимание ближайшие соседи — в дополнение к национальным турам последовали приглашения на фестивали в Швецию. Сегодня «Árstíðir» готовят материал второго альбома и выстраивают всё более удалённые от родины гастрольные поездки, среди которых — первый в их истории визит в Россию.

Один из основателей группы, Рагнар Оулафссон, описывает сегодняшний день коллектива вполне исчерпывающе: «Мы долгое время впитывали в себя самую что ни на есть дикую красоту наших родных мест, и сегодня мы абсолютно готовы к тому, чтобы делиться ей со всем миром». Музыкант не лукавит: «Árstíðir» словно сама Исландия — неброская и неяркая красота, которую нужно уметь рассмотреть, но которую, рассмотрев, невозможно не полюбить навсегда.

За несколько лет группа успела не только проделать путь от некоммерческих записей до феерического успеха у себя на родине, но и покорить слушателей по всему миру. Почему? Возможно, Árstíðir играют именно то, что так нужно людям в современном мире. В их музыке, как в жизни, сталкивается всё, но побеждает гармония, спокойствие и умиротворенность. Гитарные переборы, трогательные струнные, эмоциональный многоголосый вокал на причудливом языке отвлекают от обыденности и погружают в сказочной мир далёкой северной страны — тем более притягательный, что на самом деле эта сказка реальна и при некотором везении в неё можно попасть по-настоящему.

Когда-то скромные и не вполне ещё поверившие в себя исландцы приехали в Россию, считая свои гастроли скорее «музыкальным туризмом», чем профессиональной деятельностью. Однако именно тогда была заложена основа их стремительного взлёта: последовали и многократные гастроли по всей Европе (и Западной, и Центральной, и Восточной), и тур на переоборудованном школьном автобусе между двумя побережьями США, и потрясающее спонтанное исполнение древнего гимна «Heyr himna smiður» на вокзале в немецком Вуппертале, снятое на видео тур-менеджером и мгновенно собравшее миллионы (!) просмотров на YouTube. Árstíðir возвращались к нам не раз, но каждый приезд открывал их с новой стороны — грустная элегия их песен сменялась сосредоточенным самоанализом, хулиганский задор полуимпровизационных бисов — аристократической скупостью звучания, их переставали классифицировать как фолк-рок и переставляли в каталог «indie». Наверное, это глубоко естественно для коллектива, название которого переводится как «времена года» и которому потому надлежит внось и вновь трансформироваться. По мере взросления и роста коллектива даже начали помаленьку сменяться его участники — что удивительным образом не сказалось на качестве этого нерушимого, казалось бы, симбиоза удивительных голосов.

[тексты 2011 и 2017 годов]


Árstíðir + «МузЭнерго»: прошлое

  • 16 октября 2010 — Дубна, Зал Администрации
  • 1 октября 2011 — Дубна, Зал Администрации
  • 11 марта 2017 — Воронеж, ДК Железнодорожников
  • 12 марта 2017 — Дубна, Зал Администрации

Архив избранных афиш