Опубликовано

Alain Blesing & Senem Diyici

Франция / Турция

Алан Блесинг (Alain Blesing) — гитара
Сэнэм Дийиджи (Senem Diyici) — вокал, перкуссия

Трудно говорить о лидерстве в дуэте гитариста Алана Блесинга и перкуссионистки и вокалистки Сэнэм Дийиджи.
Оба музыканта — заметные личности, каждый на своём стилистическом поле и в своём, как принято говорить, «национальном сегменте». 
Сэнэм перебралась во Францию в 1982 году из Турции, где перед этим добилась громких успехов в традиционной национальной музыке. Блесинг — урождённый англичанин, для которого та же Франция стала родным домом десятилетием раньше: среди его ранних проектов, оставивших след в истории — известные прог-роковые французские коллективы «Eskaton», «Foehn» и «Arsenal», а чуть позже — работа с прогрессивными французскими джазменами. Встреча Сэнэм и Алана произошла в 1987 году и открыла для обоих новое направление: Дийиджи увидела партнёра, с помощью которого её этническая музыка могла бы обрести энергетику рок-музыки и искушённость джаза, Алан нашёл принципиально новые для себя мелодические и гармонические возможности. Именно Блесингом была создана программа, основанная на традиционной турецкой музыке, которая и стала базой альбома «Takalar», выпущенного в 1989 году. На этой пластинке звучит перкуссия Окая Темиза — едва ли не самого известного в мире турецкого джазмена (кстати, говоря о Дийиджи, один из журналистов сформулировал своё отношение так: «наверное, это лучшее, что произошло в турецком джазе со времён Темиза»). Развитием темы стало появление в 1991 году регулярно работающего квартета («Senem Diyici 4tet»), в котором Блесинг постепенно перешёл с электрической гитары на акустическую (и тем самым, к слову сказать, привлёк к себе особое внимание критиков, поскольку его фразировка и звукоизвлечение оказались одновременно и далеки от стандартов, и высочайше музыкальны). Квартет неоднократно записывался, а в 2007 году выпустил концертный DVD «Live at the Satellit Café».

Для обоих работа в дуэте и квартете, по-прежнему направленных на довольно свободную импровизацию в рамках этнически-авангардных тем, далеко не единственная в жизни. Сэнэм работала, например, с интереснейшем трио (вокал, арабская лютня уд и скрипка), разрабатывавшим придворный репертуар времён Оттоманской империи; Блесинг в 2004 году образовал великолепный проект «Songs From The Beginning», с которым выступали и записывались такие звёзды, как Хью Хоппер и Джон Гривз. Даже эти два коллектива, в которых традиционная турецкая салонная музыка соседствует с наследием «Henry Cow» и «Soft Machine», дают представление о стилистическом диапазоне, в котором могут работать музыканты. А общий список проектов ими не только не ограничивается, но даже, по сути, не начинается: здесь и «Octobando» Дийиджи (взгляд на нюансы взаимодействия турецкой и балканской музыки), и «String Theory» Блесинга (оркестр из ударных, баса, мандолины и… 10 электрогитар), и деятельность Сэнэм в области перевода разнообразных перкуссионных инструментов в компьютерный формат, и увлечённость Алана музыкальной терапией… Словом, музыка создавалась разная и по-разному. Существуют и экскурсы в другие области искусства — так, Сэнэм рисует по стеклу с использованием специальной авторской технологии: её работы выставлялись в нескольких городах Франции, в том числе и под эгидой ЮНЕСКО.

Только в совместной дискографии Алана и Сэнэм — около десяти дисков. Общее же количество изданного музыкантами материала близко к сотне, причём там встречаются как сольные записи, так и специально заказанные правительством биг-бэндовые работы. Им доводилось выступать на престижнейших фестивалях по всей Европе и практически всем государствам Средиземноморья, а журнал «JazzMan» дал их совместной работе, пожалуй, исчерпывающую характеристику: «дыхание средиземноморской свежести и чувство свободы».