Опубликовано

Ester Poly (Швейцария)

Мартина Бертер (Martina Berther), бас-гитара, голос
Беатрис Граф (Béatrice Graf), ударные, голос

«Две женщины, два поколения, два инструмента»: так описывают швейцарский дуэт клубные промоутеры, склонные к броским и коротким фразам. Однако надо бы добавить главное: два ума и два сердца, работающие в удивительном согласии и унисоне, когда нужно нащупать новые, ещё не взломанные границы в громком, эпатирующем, радикальном джаз-панке.

Бесполезно всерьёз определять жанр, в котором работает ансамбль, совершенно неожиданный и внешне, и гендерно, и инструментально, и даже географически (Цюрих и Женева — не самая очевидная комбинация). Рождающиеся термины свидетельствуют разве что о музыковедческом тупике: «психоделический экспериментальный панк», «свободная импровизационная шумовая музыка», «радикальное панк-шоу с элементами джаза» и всё прочее не вызывают ни понимания, ни доверия. Но удивительным образом понимание и доверие вызывает сама по себе сложившаяся формация. Басистке Мартине Бертер слегка за тридцать, и она хорошо известна по швейцарским коллективам из восточной (немецкоязычной) Швейцарии, исполняющим сложную джазовую музыку, инди-рок и даже рэп. Барабанщица Беатрис Граф на двадцать лет старше, живёт во франкоязычной Женеве и ездит по всему миру с проектами преимущественно авангардно-радикального толка. А то, что они делают вместе, лучше всего характеризуется отношением со стороны коллег-мужчин, чьи концептуальные поиски кажутся порой куда более наивными: многие именитые швейцарцы с большими именами, услышав название Ester Poly, просто молча и уважительно качают головой, не в силах описать своё мнение конкретнее. «They’re good» («они хороши») — вот слова, которые приходится слышать чаще всего.

По словам Мартины, изначально дуэт занимался практически свободной импровизацией, но общность взглядов на жизнь и желание чем-то отличаться от массы других «чистых» экспериментаторов привели их к, как ни странно, песенной форме. Песни эти рождаются именно из импровизаций в студии и постепенно обретают слова. Основная направленность текстов Ester Poly — ожидаемо феминистская и политическая (впрочем, от панка в исполнении женщин ожидать чего-то ещё было бы странно). И это странное совмещение поиска и очевидности приводит к тому, что коллектив остаётся интересен аудитории из обоих лагерей — чопорно-интеллектуального новоджазового и раскованно-свободного рокерского. Беатрис очень точно характеризует этот феномен: «Для стандартов поп-музыки или рок-музыки мы, безусловно, группа экспериментальная. Но на экспериментальной сцене — мы практически поп-музыка». Ну, а что касается текстов — вряд ли есть смысл всерьёз объяснять, что такое феминизм, выражаемый в современной и бескомпромиссной форме. Скорее надо задуматься о том, что в благополучной Европе, на наш субъективный взгляд, с правами женщин и с их ролью в обществе всё нормально. Однако Ester Poly считают, что это совершенно не так. И тем жёстче столкновение российского слушателя с реальностью, которую они отображают в своей музыке.

Фото для полиграфии


Ester Poly + «МузЭнерго»: прошлое

  • ТУР 2018 ГОДА
    • 11 декабря — Зеленоград, «Кинематограф»
    • 12 декабря — Петрозаводск, «Убежище №1»
    • 13 декабря — Санкт-Петербург, «Ионотека»
    • 14 декабря — Калининград, арт-пространство «Ворота»
    • 15 декабря — Москва, «Вермель»

Архив избранных афиш