Фестиваль

Немного истории и официоза

Концепция

«МузЭнерго» — редкий для российских реалий проект, направленный на демократичное по форме и выверенное по стратегии формирование современного музыкального вкуса.

Команда фестиваля не раз доказала на практике, что альтернативное мышление, оригинальные идеи и критический взгляд на иные незыблемые истины позволяют добиваться интереснейших результатов. Мы не отвергаем опыт других известных проектов, но помним, что наш интерес к новым течениям в искусстве требует и новых технологий в организации.

Мы ориентируемся на музыку, которая рождается в наши дни, а не только эксплуатирует наследие великих артистов прошлого. Наше внимание обращено на то, в чём ещё предстоит разобраться специалистам. Мы показываем людям тех, кто именно сегодня, здесь и сейчас меняет направление мировой культуры, предлагая, обозначая или закрепляя в сознании слушателя актуальные направления.

«МузЭнерго» — это давно не фестиваль; это феномен, который состоялся и развивается вместе с активной аудиторией и достойными коллегами, способными отличать хорошее от плохого и не желающей стоять на месте.

«МузЭнерго» – это возможность оказаться в эпицентре музыкальной эволюции. Это общение с исполнителями, чья музыка уже в наши дни становится классикой мирового искусства. Это не просто фестиваль, гастрольный тур или комплексный проект, а своего рода глобальный мастер-класс, краткая энциклопедия актуальных течений — то, что интересно и слушателям, и организаторам, и прессе. И самим артистам, которые оказываются с «МузЭнерго» вне привычного контекста и зоны комфорта.

Относительно «честной музыки»

Нашим неоднократным попыткам дать определение «честной музыке» наконец нашлась альтернатива — в прекрасном высказывании Михаила Жванецкого: «Тот, кто поёт свою музыку — не фальшивит. Фальшивит мнение, но не музыка».

Нам нечего добавить.

Так что же мы делаем?

Мы адресно работаем с каждым конкретным коллективом, который нас заинтересовал, и создаём специфические проекты под конкретных артистов, географию, время, бюджет и т.п. Это может быть «обычный» фестиваль, когда в течение нескольких дней в конкретном городе выступает набор разных коллективов. Может быть «сетевой» фестиваль, когда эти коллективы выступают в разных городах. Может быть уникальный автобусный гастрольный тур на 80 дней, когда артисты постепенно меняются, а команда едет от начала до конца со всей аппаратурой и проблемами. Могут быть обычные гастрольные туры, в которых часть концертов мы делаем сами, а часть отдаём на откуп местным проверенным организаторам. Могут быть совместные аудиозаписи в России и за рубежом.

И может быть полная остановка любого из этих проектов, если мы почувствуем, что ситуация отработана и именно по этой схеме продолжать не имеет практического смысла. Одно из главных наших умений — уметь вовремя останавливаться и не страдать всю жизнь из-за того, что нас «не поняли», «не поддержали», «не оценили» и т.п. Если где-то проект «МузЭнерго» умер — да здравствует «МузЭнерго» в другом месте и в другом формате.

Факты о «МузЭнерго»

Общее число участников проекта: 1123 человек (есть детальный список, но он ещё дорабатывается: учтены не все!).

География участников: 45 иностранных государств (Австралия, Австрия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Ирак, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Куба, Литва, Лихтенштейн, Нигер, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Сербия, США, Турция, Украина,  Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония), 32 города России (Архангельск, Брянск, Владимир, Вологда, Воронеж, Дмитров, Дубна, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Казань, Калуга, Кемерово, Кострома, Кызыл, Москва, Мытищи, Муром, Нижний Новгород, Новосибирск, Петербург, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Сергиев Посад, Северск, Тихвин, Томск, Уфа, Химки, Электросталь, Ярославль).

Форматы мероприятия: концерты, мастер-классы, дансинги, фотовыставки, дискуссии, творческие встречи, литературные чтения, кинопоказы, джем-сешны, детские мероприятия.

Города, где проходили фестивальные мероприятия «МузЭнерго/МузЭнергоТура» под нашим брэндом: Абакан, Барабинск, Воронеж, Дзержинск, Дубна, Егорьевск, Калининград, Калуга, Кемерово, Кимры, Копейск, Красноярск, Москва, Новосибирск, Петербург, Рязань, Саяногорск, Тверь, Тихвин, Уфа, Челябинск, Электросталь, Яхрома.

Города, где нами организовывались выступления и куда мы отправляли своих подопечных: Абакан, Александров, Архангельск, Барабинск, Белгород, Биробиджан, Вильнюс, Владимир, Воронеж, Гжель, Дзержинск, Дмитров, Долгопрудный, Егорьевск, Екатеринбург, Жуковский, Зеленоград, Иваново, Ижевск, Ильинский Погост, Иркутск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Конаково, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Кызыл, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Обнинск, Омск, Орёл, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Протвино,  Реутов, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Сергиев Посад, Сочи, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Туапсе, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Химки, Чебоксары, Челябинск, Чита, Шувое, Шушенское, Ярославль.

Летопись

Идея «МузЭнерго» возникла весной 2007 года на одном из джазовых концертов в Дубне, в ходе которого проводилась презентация журнала «Джаз.Ру» для жителей города. В беседе местных организаторов и представителей редакции выяснилось, что наукоград, по своему культурному и интеллектуальному уровню имеющий полное право считаться одним из передовых городов России, не имел на своей территории джазового фестиваля ни разу за всю историю существования, тогда как в Пущино, Обнинске, Протвино, Жуковском и других городах сходного профиля фестивали импровизационной музыки, традиционно входящей в сферу интересов интеллектуальной прослойки общества, проходили с завидным постоянством.

Редакция «Джаз.Ру» предложила довольно смелую идею — провести первый фестиваль своими силами, не рассчитывая на сколь-либо внушительную помощь со стороны внешних организаций и спонсоров, доказать, что дубненская публика заинтересована в подобном событии как таковом, и опереться не на широко известных московских артистов, а на региональные коллективы со всей России – молодые, оригинальные и профессиональные. Опыт редакции и её знание молодой импровизационной сцены позволял гарантировать, что из числа таких исполнителей можно сформировать сбалансированную, разнообразную, а главное — высококачественную программу.

Фестиваль состоялся и вызвал высочайший интерес не только со стороны слушателей, но и со стороны желающих участвовать в событии столь демократичного формата музыкантов: многим из них пришлось отказать в участии по причине элементарного недостатка времени и места на сцене.

Первый «МузЭнерго» прошёл на сцене Зала Мэрии в два дня — 15 и 16 сентября 2007 года. Перед жителями Дубны выступили девять коллективов из семи городов, показав широкий стилистический спектр современной импровизационной музыки — от джаза до блюза, от фанка до авангарда, от этники до джаз-рока. Реакция зала полностью оправдала слова видных российских джазовых музыкантов,- Игоря Бутмана, Даниила Крамера, Анатолия Кролла и Игоря Бриля, — подписавших общее письмо в поддержку фестиваля и рекомендовавших обратить на эту инициативу внимание на самом представительном уровне.

Громкий успех первого фестиваля среди аудитории позволил задуматься о проведении второго с опережением графика — уже через полгода (политика проведения трёх фестивалей в год ещё не была принята как постоянная, хотя активно обсуждалась). Второй «МузЭнерго», получивший приставку «Вторая Производная», прошёл в самом крупном зале города, ДК «Октябрь», 24 и 25 февраля 2008 года. Уровень музыкантов и географическое представительство качественно  выросли: на фестивале выступили 12 коллективов, представляющие сразу 6 государств. Планка качества фестиваля оказалась достаточно высокой для того, чтобы 26 февраля в лучшем на тот момент джаз-клубе Москвы «Союз композиторов» был дан специальный столичный концерт иностранных хэдлайнеров, а некоторые коллективы-участники отправились после Дубны в гастрольные туры по России и Украине. Кроме того, у фестиваля появились первые серьёзные спонсоры с международным уровнем известности, а среди прессы, писавшей о «Второй производной», были авторитетные федеральные журналы калибра «Профиля».

Реакция публики и прессы на второй «МузЭнерго» была однозначна: фестивалю быть, и быть как можно чаще. Третий «МузЭнерго» должен был познакомить с проектом максимально широкую аудиторию и потому был запланирован в формате открытого городского праздника с бесплатным доступом для зрителей. Его программа была совмещена со спортивно-массовыми мероприятиями общественного движения «Велодубна», в результате чего в городе прошёл 9 и 10 августа 2008 года так называемый «велоджазовый фестиваль», собравший восторженные отзывы посетителей и прессы. География участников вновь расширилась: теперь в фестивальной истории появились выступления артистов из Чехии, Эстонии, Уфы, Костромы, Иваново и Ярославля. Упоминания о фестивале вновь появились в представительной отечественной прессе (в частности, в «Российской газете»).

Четвёртый «МузЭнерго», вновь запустивший годичный фестивальный цикл, состоялся 14-23 ноября 2008 года ещё более массовой серией сборных и сольных концертов в Дубне и Москве. На сей раз к посещению концертов проявили интерес культурные атташе ряда Посольств иностранных государств, потенциально заинтересованные в появлении коллективов из их стран на предстоящих фестивалях. Запись фестивальных концертов была передана в фонд «Радио России». 18 января на волнах этой радиостанции посвящённая «МузЭнерго» передача вышла в федеральный эфир, а в течение всего 2009 года в рамках сотрудничества «Радио России» с Европейским Радиовещательным Союзом записи транслировались более чем десятью радиостанциями Европы, среди которых авторитетнейшие германская WDR и британская BBC.

Пятый «МузЭнерго» прошёл в период с 14 по 29 марта 2009 года серией концертов сразу в нескольких городах России — Дубне, Москве, Петербурге, Тихвине, Калининграде и Воронеже. Тем самым была опробована на практике идея экспорта фестиваля не только в столицу, но и в регионы.

Шестой фестиваль, проведённый 18-го июля 2009 года, закрепил формат праздника под открытым небом, организованного на принципах бесплатного доступа для слушателей. Фестиваль был взят под опеку Администрацией Дубны и вошёл в число мероприятий, посвящённых Дню города — то есть получил признание на высшем административном уровне из всех возможных. Доподлинно известно, что шестой фестиваль посетили специально приехавшие на него зрители из Украины, Москвы, Твери, Тулы, Самары, Воронежа. Телеканал «Подмосковье» назвал  «МузЭнерго» одним из главных культурных событий страны.

Седьмой фестиваль впервые вышел с крупными сборными концертами за пределы Дубны в формате именно многодневного праздника: дважды приняли большие гала-концерты Кимры, райцентр Тверской области, город-спутник Дубны. На фестивале начата реализация сразу двух долгосрочных программ — студенческого мемориала памяти Евгения Савина, одного из лучших педагогов по классу джазовой трубы в российской истории, и дней национального джаза государств, входящих в число основателей Объединённого Института Ядерных Исследований. Фестиваль посетили представители ряда Посольств и иностранных культурных миссий в России, прошла специальная пресс-конференция по вопросам продюсирования и продвижения джазовой музыки на территории страны.

Восьмой фестиваль — взятие очередного рубежа. Это одновременно и самая длительная серия фестивальных мероприятий (13 дней с 9 по 21 марта 2010 года), и самый широкий географический охват (Дубна, Кимры, Москва, Петербург, Тверь, Калининград, Воронеж, Электросталь), и сразу четыре города, в которых мероприятия прошли именно в формате гала-концертов (Дубна, Кимры, Воронеж и Электросталь). Среди инноваций этого фестиваля — выход за рамки концертных залов: в Дубне впервые был задействован танцпол (День Святого Патрика). Кроме того, состоялся первый международный конкурс молодых джазовых трубачей.

Девятый фестиваль — третий в истории опен-эйр с бесплатным входом, где в полной мере реализованы отработанные механизмы прошлых мероприятий под открытым воздухом, но добавлены и принципиально новые: запущена массовая ярмарка оригинальных рукоделий, мастер-классы этнического и фольклорного толка, запущен прогулочный джазовый теплоход с джем-сешном. В программе приняли участие не только музыканты, отобранные по стандартным принципам, но и ряд коллективов, переданных «по эстафете» фестивалями-партнёрами, например, обладатели Гран-При международного конкурса «Усадьба. Джаз». На фестиваль вновь приехало множество слушателей из отдалённых городов, в том числе первая в нашей истории детская делегация из Самары. Фестивальные мероприятия официально включены в программу Дня Города.

Десятый фестиваль — долгожданный юбилей, на который были собраны лучшие, по мнению наиболее активной части аудитории, участники предыдущих девяти. В Дубне впервые в истории фестиваля были показаны по второму разу коллективы, которых публика особенно ждала. Самый массивный за всю историю фестиваля, десятый МузЭнерго прошёл в Дубне, Москве, Дзержинске, Электростали, Кимрах, Калининграде, Твери с 25 ноября по 5 декабря 2010 года.

Одиннадцатый фестиваль — очередной новый рубеж. Впервые на опен-эйре были организованы сразу две параллельно работающие сцены: одна (главная) повторила традиционный формат летнего «МузЭнерго», вторая была целиком отдана регги и получила своего «хозяина» — Влада «Твистера» Тылтина, известного местного энтузиаста регги-музыки. География фестивальной «семьи» расширилась (приехали артисты из Индонезии и Кубы); в качестве фестивалей-партнёров, позволивших выстроить полноценные гастрольные цепочки, выступили петербургский «Петроджаз» (фестиваль в Петропавловской крепости) и протвинский «Джазоворот». 11-й «МузЭнерго» был посвящён памяти Дмитрия Никитского, ушедшего из жизни 10 мая 2011 года; со специальной программой-посвящением выступило трио Аркадия Шилклопера и специальный гость Аркадий Кириченко. В рамках фестиваля прошёл открытый шахматный турнир.

Двенадцатый фестиваль, проведённый 23 июня 2012 года, закрепил регги-сцену как постоянную составляющую «МузЭнерго». Стилистическая палитра главной сцены расширилась, включив в себя кантри, инди-рок и афро-бит, география участников приросла артистами из Болгарии и экзотического Нигера. Впервые в истории фестиваля был проведён небольшой приветственный концерт на железнодорожном вокзале — дубненский вокальный коллектив Acoustic Bank встретил экспресс из Москвы, на котором прибыла основная часть фестивальных туристов. Фестиваль сопровождался также дополнительными концертами в библиотеке, прошедшими 22 и 24 июня.

Тринадцатый фестиваль был проведён в экспериментальном формате и получил замысловатое название «Тринадцатый экспериментальный ордена Джимми Пейджа II степени международный фестиваль арт-искусства МузЭнерго, посвящённый 72-й годовщине дня рождения Фрэнка Заппы». Фестиваль прошёл серией из 5 вечеров, один из которых стал концертом крупной приглашённой звезды (Саинхо) в традиционном зальном формате. Остальные четыре вечера были проведены в помещении Универсальной библиотеки Объединённого института ядерных исследований и включили в себя длинные и в основном бесплатные программы: детские и взрослые литературные чтения, кино- и визуальные показы, беседы с приехавшими журналистами, литераторами, кинорежиссёрами,- и, разумеется, музыкальные блоки. Фестиваль был проведён с 1 по 22 декабря 2012 года.

Четырнадцатый фестиваль вернул «МузЭнерго» к привычному многодневному формату в крупных залов сразу нескольких городов. С 6 по 14 апреля «МузЭнерго» шёл в Дубне, Электростали, Москве и Калининграде.

Пятнадцатый фестиваль, состоявшийся 22 июня 2013 года в Дубне, дал старт беспрецедентному в российской истории проекту — передвижному автобусному фестивалю под названием «МузЭнергоТур», в рамках которого десять коллективов из восьми стран мира проехали с концертами более 6500 километров от Подмосковья до республики Тува. По понятным причинам столь крупный проект, аудитория которого превысила, по самым скромным оценкам, 25 тысяч человек, вынесен нами в отдельную главу истории «МузЭнерго».

Шестнадцатый фестиваль вновь был проведён в камерно-свободном формате серией из вечером в библиотеке с традиционным посвящением Фрэнку Заппе. Музыкальная программа расширилась до двух концертных мероприятий в день, к детским литературным встречам были добавлены детские киносеансы. Фестиваль был интегрирован в «Недели норвежского кино в Дубне», проходившие на территории нескольких залов. Впервые в своей истории фестиваль затронул и область электронно-клубной музыки, а 21-го декабря, в день рождения Фрэнка Заппы, была показана программа его музыки в исполнении московских коллективов.

Семнадцатый фестиваль прошёл серией концертов и киновечеров в апреле 2014 года (с 3 до 30 апреля) и получил ироническое название «Семнадцать мгновений весны». Как и в знаменитом советском сериале, нам было не так важно, чтобы число мероприятий соответствовало порядковому номеру проекта: важнее было показать весьма разнообразный спектр музыки и кино за такое количество вечером, которое казалось уместным. Звучала музыка в диапазоне от радикального европейского импрова до корневого тувинского фольклора, а кинопрограмма варьировалась ещё шире: на одном краю шкалы — философское документальное кино о взаимоотношениях отцов и детей на примере мировой музыкальной знаменитости, на другом — анимация для взрослых в стилистике чёрного юмора.

Восемнадцатый фестиваль открыл второй, куда более массивный, «МузЭнергоТур», на сей раз показавший музыкантов на территории от Подмосковья до Байкала.

Девятнадцатый фестиваль был разнесён серией разноплановых концертов на период полутора месяцев в ноябре-декабре 2014 года и позволил опробовать одну из распространённых европейских моделей реализации проекта, когда слушателям предоставляется возможность посещения принципиально разных по стилистике концертов на длинном промежутке времени.

Двадцатый фестиваль в 2015 году открыл третий «МузЭнергоТур», теперь уже совершенно беспрецедентный — от Дубны до Владивостока (!) в течение восьмидесяти дней. К концу тура среди музыкантов остались лишь три человека, начавших свои выступления в Дубне. Концерт впервые для летнего фестиваля был проведён на альтернативной площадке — в сквере М.Г. Мещерякова, у заднего фасада ДК «Мир».

Доказав на практике, что мы в состоянии реализовывать совершенно безумные по логистике и объёму работ задачи, мы после этого решили некоторое время передохнуть и закрепить взаимосвязи с новыми освоенными территориями: с начала 2016 года и до лета 2019 мы занимались в основном концертными турами отдельных коллективов из нашей «конюшни» в масштабах всей России и сами делали концерты. При этом наше новое юрлицо, ООО «Отдел культуры», замахивалось время от времени и на организацию мероприятий с большими именами отечественной сцены — Бориса Гребенщикова, Евгения Гришковца, Светланы Сургановой и т.п. Но мы не были бы собой, если бы не вернулись и к фестивальной идее и не создали в нумерации «МузЭнерго» малообъяснимый казус: так получилось, что наши партнёры в Егорьевске спровоцировали нас на проведение фестиваля и там, но называть его двадцать первым (при том, что жителям города незнакомо само название!) было бы странным. В феврале и марте 2018 года мы провели в Егорьевске фестиваль без номера, включивший три концерта. Будем считать его двадцатым с половиной.

А вот летом 2019-го «МузЭнерго» — как проект — реинкарнировал. 13 июля 2019 года двадцать первый фестиваль был проведён в Яхроме — городе, куда мы по ряду причин перебрались. Локацией для фестиваля стал городской парк имени Ивана Артемьевича Лямина, и перед публикой выступили в привычном формате (с ярмаркой, мастер-классами, дополнительными играми и активностями для детей и взрослых) шесть коллективов из России, Франции, Индонезии и нового в нашем списке государства — Австралии.

Потом был коронавирус и вся прочая красота.

15-17 сентября 2022-го года в Дубне прошёл двадцать второй фестиваль. Магия чисел: 22-й в 2022-м году, 15 лет 15-го сентября. Мы вернулись к излюбленному формату — два длинных концертных дня в большом ДК (концерты шли по четыре с лишним часа!), один день с мастер-классами, лекциями и кино в библиотеке. Никаких радикальных инноваций, кроме одного: это было издание под кодовым названием «Кот в мешке», специфика которого заключалась в том, что не было никаких гарантий явки на фестиваль того или иного артиста. Могли заболеть, не попасть в страну и так далее. Поэтому имён на афише мы не писали вообще и даже программки начали распространять не раньше антракта. К слову сказать, этот подход себя оправдал: уже после того, как была издана и распространена «безымянная» афиша, два коллектива из восьми отказались от участия по техническим причинам. Но никто этого так и не понял: фестиваль состоялся, на сцене было четыре команды — вуаля…