Опубликовано

Joel Forrester (США)

Джоэль Форрестер (Joel Forrester), фортепиано

Универсальность этого артиста, остающегося во всех своих проектах в однозначных джазовых границах, может соперничать разве что с его собственной плодотворностью как композитора. Как исполнитель, Форрестер играет соло, с собственными ансамблями (в диапазоне от канонического джазового квинтета до дуэта с чечёточником), в чужих составах, с оркестрами, аккомпанирует немым фильмам. Как композитор, Форрестер числит в своём впечатляющем наследии более полутора тысяч авторских пьес.

Многим американцам Форрестер известен куда лучше своих современников и коллег уже просто потому, что именно его авторская пьеса, исполненная ансамблем с его участием — заставка популярной программы Терри Гросса «Fresh Air» на Национальном общественном радио США. По понятным причинам только её исполнение бьёт все рекорды (статистика говорит, что это самая регулярно прослушиваемая джазовая тема на американском джазовом радио в течение последних почти тридцати лет). Однако Форрестер достаточно плодовит и без учёта этой радио-специфики. На него ссылаются как на образцового исполнителя страйда (раннего виртуозного стиля фортепианной импровизационной музыки), он хорошо известен поклонникам буги-вуги, имеет высочайший авторитет в в мире бибопа, временами играет ни много ни мало транс (!) и не чурается того, что сам с иронией называет «салонной музыкой». Очевидно, что успех в столь полярных направлениях был бы попросту немыслим, если бы у артиста не было собственного узнаваемого стиля, яркого и реализованного таланта.

Биография Форрестера, родившегося в 1946 году, полна весьма своеобразных поворотов и встреч. В середине 1960-х он (по словам одного из журналистов, «юный выскочка») работал над музыкой к ранним фильмам Энди Уорхола. Чуть позже антивоенные взгляды Джоэля прошли проверку на прочность, которую не всякому пожелаешь: попав под обязательный призыв в армию, музыкант отстаивал своё нежелание брать в руки оружие до конца и в итоге провёл полгода в тюрьме, а затем несколько лет провёл под надзором полиции. Будучи приговорён к трём годам заключения, Форрестер был освобождён досрочно и не имел по условиям освобождения права на выступление под настоящим именем, а потом ещё два с половиной года выступал под псевдонимом Dr. Reel. Перебравшись после снятия ограничений, уже в 1970-х, в Нью-Йорк, Форрестер и сейчас остаётся резидентом джазовой столицы мира, хотя с 1990-х регулярно уезжает на несколько месяцев во Францию и ведёт там собственный ансамбль с французскими музыкантами.

В Нью-Йорке в конце 1970-х состоялась его судьбоносное знакомство с самим Телониусом Монком, которому представила Форрестера одиозная баронесса Панноника де Кёнигсвартер. Некоторые критики называют Форрестера одним из крайне немногочисленных учеников Монка (который, как известно, преподаванием совершенно не увлекался), однако правильнее приводить слова самого Джоэля — он рассматривает их дружбу как редкий шанс учиться у мастера и впитывать его музыкальные идеи, которые был дан очень ограниченному кругу людей, но не более того. С присущей ему иронией он рассказывает о том, как был приглашён баронессой в её дом играть на инструменте, установленном рядом с комнатой, которую замкнутый Монк покидал довольно редко:  «я думаю, это была её задумка — если я буду играть достаточно долго и с достаточным мастерством, Телониус выйдет из комнаты. Я сыграл несколько его пьес, пока он продолжал лежать в постели, но в итоге его больше заинтересовала моя собственная музыка, и он начал помаленьку меня комментировать. Хотя в первое время его критика выражалась в основном в том, что он открывал или закрывал дверь в свою комнату…»

Среди известных ансамблей Форрестера — просуществовавший 12 лет Microscopic Septet (основанный в 1980-м в сотрудничестве с саксофонистом Филиппом Джонстоном) и квартет People Like Us (с баритон-саксофонисткой Клер Дэли). С некоторого времени Форрестер увлёкся импровизационным озвучиванием немых фильмов и вскоре заслужил славу одного из лучших в мире артистов этого пограничного стиля (французский журнал «Paris Free Voice» вообще назвал его лучшим в мире). Его выступления с этой программой проходили в Лувре, д’Орсе, Бруклинском музее, в «Космосе» и на других престижных европейских и американских площадках, несколько лет подряд включались в программу джазового фестиваля в Авиньоне.

Отзывы прессы

  • … выигрышная смесь эрудиции и юмора […] серьёзная музыка, сыгранная серьёзными музыкантами — которые не хотят воспринимать сами себя слишком всерьёз. (Joel Roberts, allaboutjazz.com)
  • … яркий и полный удовольствия подход к игре (Marcela Bretori, Jazz Times)
  • … неизменное впечатление зрелости и силы (David Prince, Cadence)
  • … Форрестер — поистине сверъестественный индивидуалист, но он сохраняет и непреходящее уважение к джазовым мастерам, что ему предшествовали, и глубокое знание их искусства (CMJ)

Фото для полиграфии

 


Joel Forrester + «МузЭнерго»: будущее

  • 1 апреля 2021 — дата свободна
  • 2 апреля 2021 — Уфа, фестиваль «Розовая пантера» (даты финализируются)
  • 3-6 апреля 2021 — даты свободны
  • 7-8 апреля 2021 — Самара (детали обсуждаются)
  • 9 апреля 2021 — резерв для Уфы, фестиваль «Розовая пантера» (в случае переноса дат фестиваля)
  • 10 апреля 2021 — Челябинск, фестиваль «Какой удивительный мир»
  • 11 апреля 2021 — резерв для Уфы, фестиваль «Розовая пантера» (в случае переноса дат фестиваля)
  • 12-15 апреля 2021 — даты свободны

Параметры предстоящего тура

  • 1-2 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона обеспечивает технический райдер:
    • рояль (в крайнем случае и строго по согласованию — качественный электронный клавишный инструмент)
    • сопутствующую озвучку и коммутацию для залов, где акустического звучания инструмента недостаточно
    • для программ, связанных с сопровождением немых фильмов — возможность организации видеопроекции в формате, позволяющем артисту напрямую наблюдать за видеорядом
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 30 до 90 минут
  • Список немых фильмов, авторизованных Джоэлем Форрестером для показа:
    • КОМЕДИИ
      • Гарольд Ллойд:
        • длинный метр: «Гонщик» (Speedy), «Безопасность прениже всего!» (Safety Last), «Первокурсник» (The Freshman), «Доктор Джек» (Dr. Jack)
        • короткий метр: «Испуганные призраки» (Haunted Spooks), «Никогда не сдавайся» (Never Weaken)
      • Бастер Китон:
        • длинный метр: «Генерал» (The General), «Пароходный Билл» (Steamboat Bill Jr.), «Кинооператор» (The Cameraman), «Семь шансов» (Seven Chances)
        • короткий метр: «Тайный знак» (The High Sign), «Полицейские» (Cops), «Дом с электричеством» (The Electric House)
      • Чарли Чаплин: полный метр, «Золотая лихорадка» (The Gold Rush)
      • Стэн Лорел и Оливер Харди: короткий метр, «Отродье» (Brats)
    • II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ
      • Луис Бунюэль, «Андалуский пёс»
      • Ладислас Старевич, «Щенок-талисман» (The Mascot)
      • Дзига Вертов, «Человек с киноаппаратом»
      • Карл Дрейер, «Страсти Жанны д’Арк»
    • ДРАМЫ
      • Дуглас Фербенкс:
        • «Чёрный пират» (The Black Pirate)
        • «Багдадский вор» (The Rhief Of Baghdad)
        • «Гаучо» (The Gaucho)
      • Фридрих Мурнау, «Носферату»
      • Эрих фон Штрогейм, «Алчность»
      • Ранние голливудские фильмы:
        • «Человек, который смеётся» (The Man Who Laughs)
        • «Доктор Джекилл и Мистер Хайд» (Dr. Jekyll and Mr. Hyde)
      • МУЛЬТФИЛЬМЫ (из ранних серий о Микки-Маусе)
        • «Безумный доктор» (The Mad Doctor)
        • «Гарцующий пастух» (The Galloping Gaucho)
        • «Дом с привидениями» (The Haunted House)
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com