Опубликовано

Hely (Швейцария)

Йонас Рутер (Jonas Ruther), ударные
Лукка Фрис (Lucca Fries), фортепиано

Дуэт акустического фортепиано и ударных: кажущаяся простота инструментального решения предъявляет крайне высокие требования и к содержанию музыки, и к техническому мастерству музыкантов. А музыканты эти требования вполне удовлетворяют.

Молодые швейцарцы — барабанщик Йонас Рутер и пианист Лука Фрис — имеют опыт работы в весьма своеобразных коллективах, исполняющих музыку в диапазоне от репертуарных программ в память джазовых классиков до бескомпромиссного авангарда. Однако в силу возраста эта их универсальность — скорее свидетельство юношеского интереса ко всему многообразию стилей, а не доказательство истинной всеядности. Что же они любят по-настоящему, если не стоят перед необходимостью соответствовать воле более опытных лидеров и наставников? Естественно, что-то более близкое молодым, что-то обладающее специфическим ритмом и той медитативностью (чтобы не сказать механистичностью), которая близка и естественна только для определённого поколения.

Фрис и Рутер называют свою музыку «транс-джазом», делая отсылку к одному из подвидов клубной танцевальной музыки. Но простое суммирование терминов не делает, разумеется, джаз привлекательным для танцпола (равно как и не делает транс уместным на консервативном джазовом фестивале). Речь тут идёт именно о гипнотической ритмичной модели создаваемой музыки, заставляющей слушателя втягиваться в происходящее и адаптировать себя к модели поистине бесконечной смены настроений и идей. Кульминация каждой микро-пьесы, из которых складывается концерт Hely — это не та ключевая точка, когда следует аплодировать и заказывать следующий бокал вина; это кульминация внутри продолжающегося потока сознания, одно из многих равноправных  мгновений объёмного музыкального эпоса без конца и начала.

Музыку Hely можно, безусловно, рассматривать традиционно, с точки зрения инструментальной и человеческой — как специфически уникальное взаимодействие инструментов, как характерный звук, которым доносится характерное полуимпровизационное содержание. Но правильнее смотреть на Hely как на естественную и потому не очень систематизированную форму существования, в которой решения музыкантов, рождающиеся у них мелодии, соответствующие их настроению ритмы, конечно же, спонтанны — но ни в коем случае не бесформенны и не бессмысленны. Это долгий процесс создания новых и сложных культурных и жизненных сущностей, к которому можно прикоснуться на время присутствия на концерте.

Первый российский приезд коллектива в 2018-м продолжил его мировую экспансию: швейцарцы не только активно выступают у себя на родине и в соседних европейских странах, но и посетили, например, с небольшим туром Индию. Чем-то напоминая своих соотечественников Plaistow (к сожалению, прекративших концертную деятельность), они вполне могли рассчитывать на горячий приём той российской публики, для которой недостаточен развлекательный джазовый формат обычных клубов и которая не ограничивается лишь радикальным авангардом. Однако реальное впечатление, произведённое на россиян, превзошло все ожидания. «Шаманы», «медитация», «космос» — пожалуй, самые распространенные отклики о туре-2018, успех которого был столь велик, что задача вернуться в 2019-м  была поставлена практически мгновенно. Почему только в сентябре? Да просто потому, что в плотном графике ансамбля не нашлось других дат.

Отзывы прессы

  • «… по-настоящему гипнотическая музыка» (Dave Summer, США)
  • «… вас никогда не покинет желание вновь и вновь возвращаться к этой минималистичной музыке» (Andrew Halley, Великобритания)

Фото для полиграфии

 


Hely и «МузЭнерго»: будущее

  • 26 сентября 2019, чт — Москва, ДОМ
  • 27 сентября 2019, пт — Самара, Художественный Музей
  • 28 сентября 2019, сб — Уфа, джаз-клуб
  • 29 сентября 2019, вс — Екатеринбург, Ельцин-Центр
  • 30 сентября 2019, пн — Новосибирск, ДК «Энергия»
  • 1 октября 2019, вт — Красноярск, Институт Искусств (Большой зал)
  • 2 октября 2019, ср — Железногорск, ДШИ им. Мусоргского

Параметры предстоящего тура

  • 2 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются компанией «Отдел культуры»
  • принимающая сторона предоставляет:
    • акустическое пианино или рояль (электронные клавишные инструменты исключены) с возможностью доступа к струнам (часть музыки исполняется с касанием струн рукой пианиста)
    • качественные ударные в стандартной комплектации (у барабанщика с собой только тарелки)
    • два монитора и две мониторных линии
    • типовую озвучку
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • принимающая сторона в обязательном порядке указывает на афишах и в макетах логотипы спонсирующих коллектив организаций, которые могут быть скачаны одним архивом по ссылке:
    • Посольства Швейцарии в России
    • швейцарского совета по культуре Pro Helvetia
    • фонда SIS
    • культурного департамента Цюриха
    • агентства «МузЭнерго»
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41

Hely + «МузЭнерго»: прошлое

  • 11 октября 2018, чт — Нижний Новгород, «Арсенал»
  • 12 октября 2018, пт — Калининград, арт-пространство «Ворота»
  • 13 октября 2018, сб — Воронеж, книжный клуб «Петровский»
  • 14 октября 2018, вс — Сергиев Посад, КПЦ «Дубрава»
  • 16 октября 2018, вт — Томск, «Аэлита»
  • 17 октября 2018, ср — Железногорск, ДМШ им. Мусоргского
  • 18 октября 2018, чт — Красноярск, КГИИ
  • 20 октября 2018, сб — Архангельск, фестиваль «Международные дни джаза»
  • 21 октября 2018, вс — Москва, клуб Алексея Козлова