Опубликовано

Klapparat (Швейцария)

Эрвин Брюнишольц (Erwin Brünisholz), баритон-саксофон
Мишель Дюк (Michel Duc), тубакс
Иво Прато (Ivo Prato), тенор-саксофон и бас-кларнет
Маттиас Венгер (Matthias Wenger), альт-саксофон, сопрано-саксофон, флейта
Даниэль Цумофен (Daniel Zumofen), сопрано-саксофон, альт-саксофон
Филипп Лейбундгут (Philipp Leibundgut), ударные

Пять саксофонистов используют все типы инструментов, допускающие транспортировку без применения грузового автомобиля (и даже редчайший тубакс, который изготавливается под заказ единичными экземплярами). Барабанщик дополняет их затейливое взаимодействие до результата, который оказывается порой чуть ли не танцевальной музыкой для большого танцпола. И в основе всего этого — тот современный европейский джаз, ритмика и драйв которого давно оторвались от привычно-традиционного. 

История необычного секстета началась в июне 2011 года (барабанщиком первого состава был Филипп Дюкоммюн). Музыканты, составившие Klapparat, представляют и джазовую, и классическую сцену. Маститый баритонист Эрвин Брюнишольц, например, отметился в джазовых коллективах Picason и Soultrain. Универсал Маттиас Венгер играет в Klapparat на альте, сопрано и флейте, но помимо этого владеет ещё фортепиано и скрипкой; он уже выступал перед российской публикой в составе нашумевшего состава Hildegard Lernt Fliegen. Тенорист Иво Прато работал в ряде джазовых и «латино»-составов национального уровня известности (Fingerprints и Chica Torpedo). Даниэль Цумофен, поначалу видевший себя в качестве профессионального лыжника, вынужденно переключился на музыку после серьёзной травмы, но сохранил свой чисто спортивный интерес к совершенствованию в новых и непростых техниках; в составе Klapparat он стал своего рода «техническим руководителем» или инноватором, стремящимся использовать всё разнообразие возможностей инструментов и их звуковой совокупности. Ну, а Мишель Дюк — это тот самый бас, без которого невозможен ни один драйвовый ансамбль. Его тубакс (уникальная разновидность басового саксофона с длиной трубы около четырёх с половиной метров), по мнению музыкантов, и есть то, что заставляет людей танцевать. Во многом этому помогает и универсальность Дюка, в равной степени заинтересованного в джазе, роке и классике.

Репертуар группы, разумеется, скорее описывается термином «джазовый», чем каким-то другим. Однако в нём достаточно и авторских произведений, и самых неожиданных пьес из адаптированной классики, и корневого танцевального фольклора (в первые годы существования ансамбль вообще делал основной упор на кубинскую музыку, изучал аранжировки кубинских мастеров марширующих уличных оркестров и т.д.).

Свой первый диск коллектив выпустил в 2014 году. Посвящённый изобретателю саксофона и демонстрирующий самые разные оттенки звучания разных инструментов общего типа, он получил говорящее название «Tribute to Albert Sax». Диск был с типично швейцарской точностью презентован специальным концертом в бернском клубе BeJazz ровно в день двухсотлетней годовщины бельгийского мастера, 6 ноября 2014 года.

Второй альбом, «Tilting Axis», секстет выпустил в 2018-м на престижном швейцарском лейбле Unit Records. Своим названием («наклон оси вращения») диск даёт отсылку к причине смены времён года на планете. Со слов самих музыкантов, именно подобный «наклон», уникальность, изюминка в музыке, свойственные конкретным авторам и импровизаторам, и обеспечивают смену настроений, духа, сути исполняемой музыки, а не оставляют её лишь набором однообразных узнаваемых пьес. Большинство композиций на этой работе написаны участниками Klapparat. А в преддверии своего первого российского тура коллектив работает над третьим диском.

Пресса

  • «… джаз высшего класса» (Rudolf Steiner, Thurgauer Zeitung, 2018)
  • «… полные утончённых нюансов композиции, в которых хитро смешаны джаз, классика для духовых, латиноамериканская музыка и дух уличного шествия» (Kulturtipp, 2017)
  • «… разнообразие аранжировок и хороший баланс плотности звука и стилистической широты, и всё это — без излишеств» (Concerto.at, 2017)
  • «… узнаваемые мелодии с большой фантазией укладываются ими в новые формы» (JazzPodium, 2015)
  • «… иронический поклон изобретателю саксофона» (Timely, 2014)
  • «… сильный альбом современного джаза» (Fredi Hallauer, Musik CH, 2017)

Klapparat + «МузЭнерго»: будущее

  • 1 октября 2020, чт — дата свободна
  • 2 октября 2020, пт — дата свободна
  • 3 октября 2020, сб — дата свободна
  • 4 октября 2020, вс — Сочи
  • 5 октября 2020, пн — дата свободна
  • 6 октября 2020, вт — дата свободна
  • 7 октября 2020, ср — дата свободна
  • 8 октября 2020, чт — дата свободна
  • 9 октября 2020, пт — дата свободна
  • 10 октября 2020, сб — дата свободна (обсуждается Санкт-Петербург, JFC)

Фото для полиграфии

(рекомендованы первые три фото, т.к. на последующих снят барабанщик предыдущего состава)


Параметры возможного тура

  • 8 человек в делегации (включая менеджера и оператора — будет вестись видеосъёмка концертов!)
  • транспорт, жильё, питание, визы обеспечиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона обеспечивает технический райдер (в процессе детального уточнения), включающий:
    • ударную установку в стандартной комплектации (для больших залов — озвучка как минимум двумя микрофонами типа Km105 или аналогами)
    • озвучивание духовых инструментов (коллектив привозит свои микрофоны на прищепках типа beta98WL для 4 саксофонов передней линии, а также три аналогичных микрофона и один пьезо для тубакса) — тем самым необходимы 8 входов для микрофонных линий
    • басовый комбо для тубакса
    • от 4 до 7 мониторов, оптимальны 3 мониторные линии (для барабанов, для тубакса и для остальных 4 саксофонов)
    • соответствующую коммутацию
    • портальный звук
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • принимающая сторона в обязательном порядке указывает на афишах и в макетах логотипы спонсирующих коллектив организаций (список уточняется)
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41