Опубликовано

Пресса пятого фестиваля

«Воронежский курьер», №37 (2833) от 09.04.2009

Импровизация без обмана («Воронежский курьер», №37 (2833) от 09.04.2009)V Международный фестиваль «МузЭнерго», недавно прошедший в Воронеже, собрал на сцене Дома актёра три трио и один дуэт. Четыре интереснейших коллектива — это воронежские ребята из «Happy55», не говорящие по-русски израильтяне из Ido Bukelman Trio, московская тройка со странным названием Alko-Trio и дуэт московского пианиста Алексея Наджарова и донецкой певицы Татьяны Балакирской.Если все делать качественноФестиваль «МузЭнерго» в столице Центрального Черноземья прошёл впервые. Зародился он в подмосковном городе Дубна в сентябре 2007 года. По международному масштабу фестиваля его можно сравнить с «Джазовой провинцией», если бы не одно существенное отличие: джазом «МузЭнерго» не ограничивается. Это поистине праздник импровизационной музыки, в которой есть место стилистически самым разным, порой откровенно провокационным направлениям.

Например, то, что делает молодой талантливый воронежский коллектив «Happy55», пожалуй, трудно обозначить одним музыкальным термином. Странная, ни на что не похожая музыка пианиста и композитора Ярослава Борисова, барабанщика Александра Битюцких и контрабасиста Марка Гайдара — это коктейль из джаза, классики, авангарда, фьюжн, минимализма и рока… Утонченный, как мартини, и взрывоопасный, как «Отвертка».

Композиции «Happy55» запросто могли бы стать хорошими саундтреками и к голливудским триллерам, и к европейскому артхаусу. Ярослав и Александр — ветераны «МузЭнерго»: они выступали на первом фестивале в Дубне, были участниками «Джазовой провинции» и таких престижных фестивалей, как «Звуки.ру», «Вдох», «Джаз.ру», «Усадьба. Джаз». Как говорит организатор фестиваля «МузЭнерго», музыкальный критик Юрий Льноградский, молодые воронежские ребята способны составить конкуренцию зарубежным музыкантам.

Трое парней из московской группы Alko-Trio (басист Антон Давидянц, гитарист Фёдор Досумов и ударник Денис Попов) на сцене — брутальные рокеры, не мыслящие свою музыку без джазовых импровизаций. Между тем вряд ли воронежские неформалы, приветствовавшие музыкантов, догадывались о том, что каждый участник этой группы играет в далеко не рокерских коллективах. Фёдор Досумов — постоянный гитарист группы «A-Студио», Антон Давидянц играет с певицей Ютой и Николаем Носковым, а Денис Попов (даже во время интервью не прекращавший барабанить, словно заяц из рекламы «Энерджайзер») — с «Братьями Гримм». Для этих ребят занятость в поп-коллективах — основная работа, а проект с «алкоголическим» названием — творчество.

— Я совершенно не комплексую по поводу того, что моя основная работа связана с шоу-бизнесом,— признался «ВК» лидер коллектива Федор Досумов по прозвищу Федерико. — К тому же на концертах «А-Студио» я играю много джазовых соло, ребята дают мне возможность выразить себя творчески. Так что для меня нет четкой границы между шоу-бизнесом и нашим проектом. Если все делать качественно и, главное, честно, то любая музыка будет слушателю интересна.

Трио гитариста и композитора Идо Букельмана (они играют сумасшедший авангардный джаз, который Идо характеризует как «встречу Орнетта Коулмана и Pink Floyd») побывало в России впервые. Израильтяне совершили гастрольный тур, отыграв восемь концертов.

Искренность — самое главное

Она совершенно не похожа на знаменитую американскую икону «детей цветов» — певицу Джони Митчелл. Золотые волосы, длинное простое розовое платье, гитара в руках — это Джони. В ее творчестве переплелись кантри и рок-н-ролл, лирика и серьезные социальные темы. Для многих поколений музыкантов джаза и рока Джони Митчелл стала кумиром. Для певицы Татьяны Балакирской она тоже идеал. И именно ей Татьяна посвятила программу, исполненную на фестивале в дуэте с пианистом Алексеем Наджаровым. Трагическая песня о насилии над детьми, убегающими из дома и живущими под мостом («Cherokee Louise»); песня о любви, сравнимой с жаждой («A Case Of You»); об американской летчице, пропавшей без вести над Атлантикой («Amelia»), — каждую из композиций своего кумира Татьяна прожила на сцене. Девушка профессионально выступает на джазовых фестивалях с 14 лет. Вокальную деятельность она мастерски сочетает с музыкальной журналистикой и работой дизайнером. И еще: Татьяна — бывший преподаватель вуза по специальности «Иностранные языки и литература».

— Я начала увлекаться джазом достаточно поздно, когда мне было около 20 лет, хотя музыкой занимаюсь давно, — рассказывает Татьяна. — Альбом Джони Митчелл «Mingus» произвел на меня такое впечатление, что я прослушала все ее альбомы; начала изучать, о чем в них поется. Слова были не менее потрясающими, чем музыка. И возникло естественное желание попытаться выразить ее творчество через себя.

— Как вам удается быть одновременно и журналисткой, и певицей?

— Я начинала свое вхождение в музыку как вокалистка, и как-то очень естественно получилось, что я начала об этой музыке писать. Затем последовало четыре-пять лет журналистики, и никаких музыкальных проектов. Когда я возвратилась к музыке, некоторые мои коллеги начали посматривать на меня немного косо: дескать, что это вы не в свой огород влезли? Я себя не считаю джазовой вокалисткой, потому что джаз — это умение петь скэтом (то есть без слов. — А. С.), а я скэтом петь не люблю.

— Музыкальные критики отмечают, что множество нынешних вокалистов поют усредненно, шаблонно, поскольку пытаются подражать мировым джазовым авторитетам, а потому в их исполнении нет изюминки.Какой бы вы предложили выход из этой ситуации?

— Мне кажется, что выход, во-первых, в глубоком изучении английского языка на отделениях джазового вокала в музыкальных училищах и вузах. Чтобы вокалисты понимали, что и зачем они поют; чтобы моглисвободнее расставлять акценты, свободнее распределять смысловые единицы по фразам. Чем более свободно они будут это делать, тем меньше будут походить на оригинал и смогут импровизировать не только с мелодией, но и с текстом. Во-вторых, нельзя ограничиваться только техникой. Нужно быть всесторонне развитой личностью, понимать, что форма не всегда должна преобладать над содержанием. Сначала нужно понять, что ты хочешь сказать, а затем уже — как. Если ты все это делаешь сознательно, у тебя не появится желания спеть так же, как кто-то спел до тебя. И ты уже будешь знать, что лично ты хотелсказать людям, которые слушают тебя в зале.

— Может, джазовым вокалистам лучше учиться на Западе?

— Все отечественные вокалисты, с которыми мне удалось пообщаться, — самородки. Если и была какая-то школа, то она заключалась конкретно в технике — в постановке голоса, например. Но оригинальностимышления, подачи материала они достигли в основном сами. Потрясающая вокалистка Татьяна Комова например, вообще не имеет вокального образования: по специальности она скрипачка. Прекраснейшая певица Тина Кузнецова — солистка группы Zventa Sventana, поющая этноджаз,— говорит, что годы, проведенные в колледже, где ее учили джазовому вокалу, ей ничего, по большому счету, не дали. Она сама пыталась всего достичь. Кстати, в большинстве джазовых заведений — даже самой высшей пробы, например в американском Беркли, — дело поставлено на поток, музыкантов и вокалистов штампуют.Поэтому я не думаю, что нужно ехать на Запад. То есть 70 — 80 процентов индивидуальности вокалиста зависит от самообразования. Выдающиеся личности в джазе — это, как правило, self-made people, и исчисляются они единицами, даже в мировых масштабах. Возьмем биографии нескольких известных вокалистов: Эл Джарро пришел к вокалу, имея за плечами диплом психолога; Курт Эллинг чуть не защитил докторскую диссертацию по богословию; Майкл Фрэнкс ради пения бросил кафедру филологии; Кассандра Уилсон, прежде чем всерьез уйти в музыку, делала карьеру телевизионного журналиста… Нет, никто не утверждает, что вокалист не должен иметь системного музыкального образования; никто не пытается сказать, что профессионализм — это плохо. Но вокалисту нельзя не быть личностью. Ведь он говорит с аудиторией, он смотрит ей в глаза, он общается со слушателем на принципиально ином уровне, нежелилюбой инструменталист.

— А есть ли вообще в России своя самобытная джазовая вокальная школа?

— Все мои знакомые вокалисты, окончившие музыкальные заведения, сходятся во мнении, что джазовой вокальной школы в России нет. На джаз не выделяется столько средств, сколько, скажем, наакадемическую музыку. И все, что делается в джазе, делается руками его фанатов. Особой методики преподавания вокала у нас нет. У меня есть идея создать небольшое методическое пособие по фонетике английского языка для студентов-вокалистов — с аудио; и видеопримерами того, как произносить определенные звуки. Поскольку практика показывает, что произношение у наших вокалистов, к сожалению, страдает.

— А наши исполнители могут составить конкуренцию западным?

— Что касается традиционного джаза, то, безусловно, не могут. Забудьте о распиаренной Долиной. Что же касается пограничных стилей — например, этноджаза, фьюжн, — здесь наши вокалисты могут запросто составить конкуренцию Западу. В частности, та же Тина Кузнецова, которая сочетает аутентичное народное пение со стилистикой соула. Или, например, Инна Желанная, не имеющая к джазу никакого отношения. Эти люди никому не подражают, делают исключительно что;то свое. Подражание — это в любом случае неправильная дорожка, на ней ничего не добьешься.

— Остается ли джаз сейчас все еще в подполье?

— Если бы по телевидению хотя бы раз в день, хотя бы пять минут показывали какие-то клипы, которые бы иллюстрировали джазовую музыку, то она нашла бы отклик в сердцах многих людей. Я думаю, что предложение рождает спрос. А телевидение продолжает пичкать нас однообразными, неинтересными песнями… На мой взгляд, отношение к джазу зависит от конкретных людей. В пример хочу привести американского трубача Уинтона Марсалиса. До него джаз в Америке был искусством для узкой прослойки населения. А он добился того, чтобы джаз поддерживали на государственном уровне. Он начал делать концерты, на которые стали приглашать чиновников. Благодаря ему в Нью-Йорке появился знаменитый джазовый Линкольн-центр.

— В России есть подобные люди?

— Роль двигателя джаза в нашей стране пытается выполнять Игорь Бутман. Он стал медиа-персоной, принимает участие в ТВ-проектах для того, чтобы в его лице страна знала о джазе. И это действительно сработало. Должен быть человек, который бы популяризовал джаз для широких масс. Мне кажется, что ситуация сдвинулась с мертвой точки.

— Джазовый пианист Леонид Винцкевич говорил, что джазмены — особая категория людей, и их отличительное качество — честность перед самим собой.

— Я согласна с ним. Нельзя обманывать публику, нельзя за виртуозностью, за пассажами на
саксофонах закрывать свою душу. Искренность — самое главное.

— Татьяна, хотелось бы вам встретиться с Джони Митчелл?

— Вы знаете, такая возможность есть. Если даже и не встретиться лично, то хотя бы сделать интервью. Но я избегаю этого…

— Боитесь разочароваться в кумире?

— Я общалась с моими любимыми, самыми обожаемыми вокалистами, например с Куртом Эллингом — причем так, что до сих пор передаю ему приветы по телефону. Нет, я не боюсь разочарований, но хочу, чтобы Джони осталась для меня чем-то недостижимым. Я прослушала все ее альбомы, прочитала ее биографию. И не знаю, что еще может лучше рассказать о человеке, чем его музыка…

Анастасия Сарма

«Полный джаз» (Москва), № 5 (422) от 05.04.2009

«МузЭнерго» («Полный джаз» (Москва), № 5 (422) от 05.04.2009)
20 марта в московском «Дворце на Яузе» (б. ДК МЭЛЗ) прошёл концерт в рамках фестиваля «МузЭнерго».

Дубнинский фестиваль «МузЭнерго», вот уже в пятый раз за полтора года превращающий подмосковный наукоград в оазис импровизационной музыки, старательно движется вперёд наперекор строгим экономическим законам, утверждающим, что энтузиазм рано или поздно кончается (а перед этим кончаются деньги). «МузЭнерго», наоборот, утверждает любовь к музыке превыше всего остального, материального и даже нематериального. В этом году фестиваль развернулся с нешуточным размахом, устроив дубнинцам аж четыре дня эстетического музицирования (джазом, как обычно, дело не ограничилось), а потом поехал в своего рода «тур» по Воронежу, Калининграду, Санкт-Петербургу и Москве. Московский концерт состоялся 20 марта на сцене открытого недавно после ремонта «Дворца на Яузе», «образцового» ДК в старом, когда-то рабочем районе города, сохранившем романтические пролетарские «декорации». Посетителей московского концерта можно было если и не пересчитать по пальцам, то, во всяком случае, охватить со сцены одним взглядом: в просторном зале «Дворца на Яузе», сохранившем дизайн эпохи «советского классицизма», возникла непривычно камерная обстановка, в которой музыка обычно воспринимается острее, яснее, сокровеннее. Организаторы «МузЭнерго» продемонстрировали на московской площадке что-то вроде «визитной карточки» фестиваля: выступили имена, уже приезжавшие в Дубну, а также хэдлайнеры нового V фестиваля.

Первыми на сцену, опять-таки вопреки негласному правилу, вышли зарубежные гости — израильское трио Идо Букельмана, исполняющее авторскую музыку своего лидера-гитариста, вобравшую в себя влияния фри-джаза, музыки современной импровизационной сцены, стилистики европейского лейбла звукозаписи ECM, а также отголоски классического рока, который явно не виден, но всё равно чувствуется. С такой вот мощной, несколько авангардной ноты, собственно, концерт и начался.

Следом за ними выступил дуэт, дебютировавший на «МузЭнерго» в прошлом году — Татьяна Балакирская, хорошо известная читателям «Джаз.Ру» как дизайнер и автор журнала, исполнила вместе с пианистом Алексеем Наджаровым песни из репертуара американской певицы и композитора Джони Митчелл. Тем, кто пропустил наши хвалебные слова в адрес этого интересного дуэта, советуем ознакомиться с репортажем с прошлогоднего фестиваля.

После выступления Балакирской и Наджарова сцену «захватили» музыканты из Project Combo. Этот во всех отношениях примечательный проект родом из города Северска Томской области. Двум (из трёх) участникам проекта всего по 20 лет; ещё полгода назад они с успехом продемонстрировали одержимость джаз-роком с сумасшедшими импровизациями и гитарными и бас-гитарными соло, по драйву напоминающими панк-рок. На этот раз Project Combo ещё и доказали, что могут смело удерживать сцену от напора лояльных, но нервных организаторов, которым всё время приходится следить за тем, чтобы ни один коллектив не превысил «эфирного времени» и фестиваль не перетёк благополучно в ночной самозахват Дворца Культуры. К счастью, есть в условиях камерного концерта (пусть изначально он и рассчитан на большее количество зрителей) свои плюсы: зрители могут смело заступиться за музыкантов и дать им возможность сыграть на бис. Так получилось и в этот раз.

После принудительного антракта «МузЭнерго» вернулось с очередным заграничным гостем: обаятельный, стильный и голосистый итальянец Борис Саволделли, ученик легендарного Марка Мёрфи, при помощи электроники накладывая свои же собственные вокальные партии слоями, от баса до сопрано, несомненно покорил небольшой зал ценителей. Борис артистично имитировал хор мексиканцев, чувственно спел известную песню «Nature Boy», которую в своё время не исполнял только ленивый (диапазон имён — от Фрэнка Синатры до Марвина Гэйя), а также в одиночку «расправился» с The Beatles (следом за трио Идо Букельмана, которые сыграли аранжировку композиции «Julia», и Project Combo, наигравших мотив из «Come Together» в середине одной из своих музыкальных штудий). В прошлом году Борис, кстати, оказался третьим в рейтинге вокалистов-мужчин после Тони Беннетта и Эла Джарро, и московский концерт стал истинным свидетельством такого положения вещей.

Завершили вечер музыканты из Воронежа, непосредственно внёсшие лепту в «расширение» фестиваля «МузЭнерго» в этом году и посодействовавшие организации концертов в родном городе. Happy55 — проект действительно уникальный: об их узнаваемой авторской музыке и своеобразных аранжировках «Джаз.Ру» писал не раз. На московском концерте дубнинского фестиваля Happy55 выступили в составе трио, в полной мере продемонстрировав самобытность своей музыки, её меланхоличность и чувственную насыщенность.

Судя по всему, занятым и нелёгким на подъём москвичам ещё предстоит познакомиться с амбициозным фестивалем «МузЭнерго»: всё-таки полупустые залы на выступлениях замечательных музыкантов — дело, откровенно говоря, досадное. А «МузЭнерго» не приглашает «незамечательных» музыкантов. Так что, уважаемые жители столицы, увидите афиши «МузЭнерго» в следующий раз — не пропускайте, честное слово.

Диана Кондрашина
фото: Владимир Коробицын

«Встреча» (Дубна), № 14 от 02.04.2009

«Высокое напряжение «МузЭнерго» («Встреча» (Дубна), № 14 от 02.04.2009)

Громко — со скрипками и гитарами, с ударными и духовыми, с песнями и плясками — прошел по Дубне пятый фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго». Каждый, побывавший хотя бы на одном фестивальном концерте, скажет: другое электричество разлито в «музэнергетическом» воздухе и напряжение жизни здесь другое. Любой, мало-мальски знакомый с продюсером фестиваля «МузЭнерго» Юрием Льноградским, подтвердит: он — в высшей степени энергетически заряженный человек, способный сгенерировать, «завести» и довести до практического воплощения любую, самую сложную и невероятную идею. Фестиваль «МузЭнерго», уже ставший явлением и традицией в культурной жизни Дубны, прямое тому подтверждение. Сегодня Юрий Льноградский — гость «Встречи» и ее собеседник.

— Прошёл пятый фестиваль «МузЭнерго». Как он вам показался — и с художественной точки зрения, и в смысле посещаемости концертов? Оправдал ли себя положенный в основание фестиваля принцип чёткого стилистического разделения участников и их концертов? Что как продюсера вас обрадовало, что огорчило?

— Фестиваль получился отчётливо «антикризисным» — по известным причинам пришлось экономить на некоторых вещах, на которых экономить следует с большой осторожностью. В первую очередь это сказалось на возможности привозить артистов издалека: в этот раз мы привезли, например, всего два иностранных коллектива — да и тех не потому, что они были отчетливо дешевле остальных, а потому, что с ними была достигнута договоренность ещё до кризиса, а за данное слово надо отвечать. Впрочем, на мой персональный вкус и итальянский вокалист Борис Саволделли, и израильское трио Идо Букельмана стали украшением «МузЭнерго». Удалось поймать в туре прекрасный петербургский ансамбль Swing Couture, который, я полагаю, открыл новые возможности в «форматировании» фестиваля. Точно так же в туре оказались архангелогородцы из Blind Vandal, положившие основу рок-составляющей «МузЭнерго». Словом, из непростой финансовой ситуации мы в результате вышли с честью, да и посещаемость порадовала: ни на одном из четырёх концертов явка не оказалась ниже запланированной нами планки, а на рок-концерте, который мы изначально рассматривали как самый неочевидный и потенциально убыточный, и вовсе составила больше двухсот процентов от плана.

Вопрос же об оправданности разделения на стилистические дни на самом деле для нас малопринципиален. Я с самого начала вёл (и продолжаю вести) фестиваль к тому, чтобы он стал полноценным праздником европейского формата, длящимся неделю подряд, с мероприятиями в каждый день, с какими-то, не сочтите за прожектёрство, туристами, приезжающими специально на него. А для того, чтобы это стало возможным, фестиваль должен максимально разнообразиться. Пусть будут разноплановые программы по субботам, рок-дни, симфодни, дни авангарда, мастер-классы, детские концерты и так далее. Вот уже сейчас первые шаги к этому сделаны, я даже знаю наших посетителей «со стажем», которые говорят прямым текстом: «Нет, вот именно на рок мы не пойдём точно». Это отлично. Это значит, что фестиваль делается не для, скажем так, двадцати человек, вкусы которых совпадают с моими собственными на сто процентов, а для большого сообщества, которое имеет свои планы, предпочтения, оценки и которое уже способно не «потреблять» предлагаемое, а явно влиять на формирование городского фестивального брэнда.

Порадовала меня больше всего очередь в кассу в завершающий день. И эта же очередь, к слову, и огорчила: люди пока всё никак не привыкнут к тому, что мероприятие настолько серьёзное и качественно гарантированное, что есть прямой смысл покупать билеты заранее. Пришлось задерживать начало почти на двадцать минут, и из-за этого московский состав не успел толком отыграть собственную программу.

— Меняется ли состав аудитории от фестиваля к фестивалю? Можете ли вы охарактеризовать современного поклонника импровизационной музыки в Дубне? И ещё: джаз, импровизационная музыка могут ли быть массовыми? Или это — в том числе и концерты «МузЭнерго» — преимущественно удел искушённой, музыкально воспитанной публики?

— К аудитории у нас не совсем стандартный подход, сформировавшийся в первую очередь из, скажем так, понимания собственного места в мире. Когда я готовлю программу фестивалей, выбираю коллективы, их раскладку по дням, последовательность выхода на сцену — то всё это время понимаю, что у меня нет никакого музыковедческого образования, что я сам не музыкант, не «деятель культуры» и так далее. Мне вообще весь этот фестиваль представляется как дворовая игра в футбол, когда играть хотят, в принципе, все, от пятилетних пацанов до сорокалетних отцов семейства, но кто-то должен первым выйти, принести мяч и начать орать в сторону окон: «Выходите на футбол», чтобы народ начал подтягиваться. Здесь то же самое. Вот этот самый «мяч», который я выношу, это мой персональный музыкальный вкус, который абсолютно мной осознается как индивидуальный и специфический и который однозначно не может быть каким-то экспертным, формальным, универсальным. Отсюда и аудитория. В первой волне это были люди, в той или иной степени заинтересованные самими магическими словами «джаз» и «импровизация»: от студентов до стариков. Во второй волне — те, кому мое персональное прочтение этих самых магических слов показалось правильным, а не экстремистским. Ну, а третья волна, которая и есть сегодняшняя аудитория фестиваля, — это те самые «попавшие в резонанс», которые активно привлекают к концертам собственных знакомых и родственников, возможно, изначально совершенно безразличных к музыке вообще. Есть люди, которые сразу же начали водить на концерты трёхлетних детей, и дети получают удовольствие. Есть пенсионеры весьма преклонного возраста, которые, к моему громадному удивлению, абсолютно готовы знакомиться со всякими радикальными музыкальными направлениями. Словом, какого-то «среднего слушателя» я совершенно не вижу, и это не рекламная фраза, поверьте. Я вообще уверен, что «средний слушатель» появляется там, где организатор думает именно о том, сколько человек у него будет на концерте и что сказать спонсору — вот-де, к нам ходит среднее управленческое звено с уровнем дохода от 1500 долларов на человека, имеющее в среднем две машины на семью. Это бред. Это не музыка, а индустрия. А мне одинаково интересен абсолютно любой человек, который получает удовольствие от той музыки, которая мне самому нравится. Есть четырёхлетняя Алиса Бурова, есть пенсионер Александр Алексеевич Башарин. Оба — одинаково ценны.

Что касается массовости джаза -это крайне больной вопрос для всего джазового сообщества. Но к нему почему-то обычно подходят с бунтарских позиций — дескать, мы элита, мы слушаем то, что серая масса слушать неспособна, так заберите же свою Аллу Пугачеву и подите вон, а мы будем горды, независимы и малочисленны, зато в тельняшках. По-моему, это категорически неверно. Музыка — это не трудовая деятельность, она не требует знания теории и конкретных навыков. Чтобы печь хлеб или водить машину, обучение нужно. Чтобы получать удовольствие от музыки — нет. Если музыка тебя не «цепляет», то она просто не твоя, но боже упаси тебя думать, что ты «недостаточно подготовлен». Если вы встречаете, к примеру, красивую девушку, но не чувствуете к ней немедленной любви — это же не значит, что вы не готовы к высоким отношениям. Вам просто эта конкретная девушка не подходит, вот и всё. Будет другая. И с высокими отношениями всё будет великолепно. И никаких трудов по взаимоотношениям полов вы читать не станете, чтобы этого добиться, правильно? Просто будете ждать, и всё.

— Как технически происходит подбор и приглашение артистов? Существует какая-то база данных для посвящённых, к которой вы регулярно обращаетесь? Помогают личные знакомства и связи? Насколько артисты (особенно признанные мэтры или зарубежные исполнители) охотно едут в Дубну? Что их привлекает? Вряд ли сверхдоходы…

— На первый фестиваль мы брали музыкантов в первую очередь на основе личных знакомств — собственно, как и везде. Уже на второй пошли формальные заявки — люди находили в Интернете сайт, который я всегда стараюсь держать максимально прозрачным, видели конкретику, заинтересовывались. Появились некоторые помощники-организаторы, которые совершенно искренне и бескорыстно искали возможности для приезда своих протеже: например, азербайджанский журналист Ровшан Сананоглу поднял на уши Министерство культуры Азербайджана и крупнейшего сотового оператора страны, чтобы в Дубну приехали два молодых музыканта с Кавказа. Ну а начиная с третьего фестиваль вышел на нормальный профессиональный уровень подготовки, и тут начала работать «кухня», которую из зрительского зала не видно. Никаких баз данных, поверьте. Я ежедневно (ежедневно!) получаю минимум 5, а порой и 10 −15 заявок на участие, причём не только из России: Бразилия, Япония, Индонезия, Мадагаскар — вот реальные примеры экзотических стран, а уж о США и Европе я вообще не говорю.

Вся эта ситуация (как и ситуация с российскими мэтрами) основывается на очень простом факте, который слушателям тоже не особенно очевиден: на один фестиваль, способный более или менее достойно самоорганизоваться, что-то заплатить артисту и уж тем более привезти его за свой счёт, в мире приходится несколько сотен музыкантов, у которых уже поперёк горла стоит работа в «престижных клубах», где в клубах дыма их слушает 20 — 30 человек, далеко не всегда пришедших именно слушать.

Конечно, есть признанные гранды, которых мы пока элементарно не потянем по деньгам. Но тут работает несколько другой принцип. Я исхожу из того, что «МузЭнерго» должен показывать качественную музыку, а не известные имена. И отсутствие имени у музыканта совсем не значит, что он не способен поставить зал на уши. Возьмите Бориса Саволделли, только что спевшего в «Мире» — кто вообще хоть раз слышал его имя в Дубне? Возьмите Лео Абрахамса, которому аплодировал «Октябрь» в ноябре — та же самая картина. Это уже люди совсем другого порядка, новая формация музыкантов, способных и подать заявку на участие, и адекватно оценить возможности фестиваля, и правильно прикинуть собственный гонорар.

На «МузЭнерго», кроме шуток, стоит бешеная очередь среди музыкантов. Но не потому, что мы платим миллионы, а потому, что мы отвечаем за взятые на себя обязательства и аккуратно отвечаем на переписку. По крайней мере, чёткое «нет» -это обязательно. А обычная схема в мире — «мы вам перезвоним», и это самая мерзкая схема, которую я могу представить. Оказалось достаточным один раз от неё отказаться, и от предложений в прямом смысле слова не стало отбоя.

— Музыку, которая звучит на концертах «МузЭнерго», вы определяете как «честную музыку». Что-то очень важное и существенное лежит в основе этого определения?

— Мы не хотели делать именно джазовый фестиваль с самого начала, поэтому родился термин «фестиваль импровизационной музыки». Однако нашлись коллективы, вроде Fan© из Самары, которые отыграли блестяще, но при этом без импровизации. Нужно было какое-то новое определение, краткое и ёмкое. Отсюда «честная музыка» и появилась: пусть она будет хоть на компьютере написанная, но честно, с огнём в глазах, без профессиональной небрежности и усталости. По-моему, хороший термин.

— Когда и где пройдет следующий фестиваль ? Ужели только летом — как в прошлом году, на открытом воздухе и с открытым доступом для всех?

— В апреле мы немного передохнем. 23 мая сделаем концерт новосибирского импровизатора Романа Столяра, который привезёт с собой молодого партнёра по проекту, петербургского саксофониста-универсала Илью Белорукова. А потом — да, совершенно верно, в первых числах августа на Молодёжной поляне, с открытым доступом. Думаю, что с подготовкой будет ещё тяжелее, чем с пятым мартовским, так как на открытом воздухе никаких билетов не будет, а потому и рассчитывать придется только на спонсоров. Но заданный себе темп мы выдержим обязательно, а кроме того, я очень хочу в дополнение к Молодежной поляне все-таки сделать еще и один зальный концерт. А вот в ноябре, не исключено, впервые удастся реализовать ту самую семидневку нон-стоп, о которой я уже упомянул. Тем более что и порядковый номер обязывает: седьмой фестиваль — семь дней.

Хотелось бы сказать напоследок большое спасибо нашей аудитории. Она действительно лучшая.

Беседовал Игорь Немучинский

Радио Балтик Плюс (Калининград), 01.04.2009

Программа «Тетральная площадь» (Радио Балтик Плюс (Калининград), 01.04.2009)
Интервью автора передачи Евгении Романовой с итальянским вокалистом Борисом Саволделли, участником пятого фестиваля, накануне выступившим с фестивальным концертом в клубе-ресторане «Дредноут».

Воронежский городской портал, 30.03.2009

Воронеж в волнах импровизации (Воронежский городской портал, 30.03.2009)

28 марта в воронежском Доме Актера проходило оригинальное мероприятие — Фестиваль импровизационной музыки и современного джаза «МузЭнерго».

По словам организаторов, этот необычный фестиваль был задуман как представляющий интерес и для специалистов, и для слушателей, не имеющим никакого представления об искусстве импровизации. Проект «МузЭнерго» — один из наиболее ярких фестивалей современной России.

Фестиваль существует уже третий год и активно развивается. В его рамках уже выступили 230 музыкантов из 11 иностранных государств и множества городов России. В Воронеже «МузЭнерго» проходил впервые, но, судя по количеству зрителей, фестиваль в нашем городе состоится и впредь.

Несмотря на множество музыкальных направлений, желающих послушать импровизации собралось около 200 человек. Уже перед входом воронежские меломаны вовсю делились друг с другом музыкальными новостями.

Первый дуэт исполнителей был представлен Татьяной Балакирской (кстати, эту музыкальную программу она исполняла в последний раз. Сейчас исполнительница работает над новым репертуаром) и Алексеем Наджаровым. Алексей аккомпанировал исполнительнице на рояле. Татьяна исполнила песни на английском языке из репертуара таких известных джаз-персон, как Джони Митчелл и Ненна Фрилон. Лиричные проникновенные композиции, передающие широчайший спектр чувств, заворожили воронежских любителей импровизационной музыки…

Следующими выступили специально приглашенное трио из Израиля — Ido Bukelman Trio. Музыканты продемонстрировали настоящее мастерство чувственной импровизации.

Далее воронежцам представили свои музыкальные композиции московская группа A-Trio и воронежцы Happy55.

Под аплодисменты зрителей закончился этот субботний джазово-импровизационный вечер. И судя по реакции воронежских слушателей, фестиваль «МузЭнерго» имеет все шансы стать в нашем городе доброй традицией.

Михаил Кузьмин

Воронежская ГТРК (Воронеж), 28.03.2009

Программа «Субботние встречи» (Воронежская ГТРК (Воронеж), 28.03.2009)
Прямой эфир с участием журналиста Елены Фоминой, продюсера фестиваля «МузЭнерго» Юрия Льноградского и гитариста «Алко-Трио» Фёдора Досумова. В эфире звучат две композиции с дебютного альбома трио «Baranina». Скачать запись передачи

«Коммуна» (Воронеж), № 41 (25275) от 26.03.09

Музыка. Мечты сбываются («Коммуна» (Воронеж), № 41 (25275) от 26.03.09 )

Счастье джазового продюсера — это когда идёт концерт, люди визжат от восторга, а ты сидишь за сценой, у тебя болит голова, и никто не знает твоего имени. © Юрий Льноградский

Джазовая жизнь в нашем городе расцветает самыми необычными красками, несмотря на кризисы и прочие факторы нетворческого характера. Но джаза много не бывает.

В первую очередь, конечно, вспомним «Джазовую провинцию». Фестиваль настолько органично вписался в культурную жизнь Воронежа, что уже невозможно представить себе осень без джаза. Не дай бог, конечно… Затем в феврале последовал концерт дуэта Леонида и Николая Винцкевичей и американского квартета Райана Коэна — событие двойной мощности, так сказать, «два в одном»: Винцкевичи демонстрировали прекрасный европейско-российский джаз, а американцы противопоставили современный американский, невероятно взрывной и виртуозный.

И вот 28 марта предстоит еще одно испытание на эмоциональную стойкость: к нам впервые приезжает «МузЭнерго» — фестиваль импровизационной музыки в России. Далее на весну планируется ещё ряд концертов. Джазовых, ясно дело…

У всего этого великолепия есть продюсер. Человек, который приводит в движение весь этот концертный механизм. Который, пардон за приземленность, изыскивает силы и средства. Без особой гарантии вернуть последние, ибо честный, «не ресторанный» джаз, вопреки всем расхожим стереотипам, был и остается некоммерческим искусством. Это тот самый человек, у которого болит голова за кулисами, в то время как восторженная публика сбивает ладони в мозоли.

Зачем и для чего все это? Этот вопрос адресован Александру Лукинову — многолетнему организатору всей нашей джазовой роскоши.

— Это так здорово и замечательно, когда во время концерта, стоя за кулисами, ощущаешь, что творится в зале и на сцене! Вот это безумие, когда зал кипит! Совершенно счастливые лица зрителей — вот это кайф! Здорово, когда на сцену выходят отличные музыканты! Когда в том концерте, который организовал лично ты, слышишь тех исполнителей, о ком мог лишь мечтать!

Так было, например, когда к нам приезжал легендарный гитарист Виктор Бейли или барабанщик Билли Кобэм. Это не просто люди, имеющие статус «звезд», а великолепные, музыканты, которые этот самый джаз и создавали. Те самые, чьи пластинки мы заслушивали до дыр. Я сам барабанщик, окончил музучилище и академию искусств. И, скажем, Билли Кобэм был одним из тех ударников, на чьей музыке я сам учился. И вот эти люди у нас — и это здорово. Здорово, когда мечты сбываются. Значит, верной дорогой идем, товарищи…

— Но продюсерство — не главная твоя работа, ты — генеральный директор рекламной компании «Арт Фолио». Как случилось, что, будучи музыкантом, стал заниматься рекламным бизнесом?

— Могу сказать, когда это случилось. В середине90-х.Почему? И так, думаю, понятно… Тогда очень сложно было музыкантам. Да и не только музыкантом… Приходилось работать на нескольких работах. А реклама — это тот бизнес, который наиболее близок музыке, ибо сильно творческое начало и требует способности к импровизации. «Арт Фолио» в переводе с латинского означает «творение». Первые годы сами себе были и бухгалтеры, и менеджеры, и художники, и альпинисты, и рабочие. Это сейчас фирма подросла…

— Чем занимается «Арт Фолио» сейчас?

— Проведением рекламных кампаний, изготовлением и размещением наружной рекламы во всех ее бесконечных проявлениях.

— Ты, вообще-то, ощущаешь себя меценатом — то есть человеком, который дает деньги на честное искусство только лишь потому, что любит и считает, что так правильно?

— Не думаю, что я — меценат. Да и никогда не приходилось особо задумываться о том, меценат или нет… Потому что я всё-таки организатор всего этого. Да, есть помощники, но организация подобных некоммерческих концертов — процесс невероятно сложный и ответственный. Чтобы концерт, что называется, «прозвучал», стал событием, нужно потратить массу энергии и проделать огромную работу. Начиная с самого момента выбора музыкантов. Предложений масса, но хочется, чтобы это была действительно качественно, честно и профессионально. Зрителей обмануть невозможно, это я точно знаю. Потому музыкантов нужно приглашать только самых интересных, пусть и не самых звёздных.

Воронеж заслужил, чтобы здесь были джазовые фестивали. Откровенно говоря, город и область могли бы существенно упростить некоторые проблемы тех фестивалей, которые так или иначе становятся заметными культурными событиями. Ведь они существенно повышают инвестиционную привлекательность региона, а также улучшают имидж Воронежа как столицы Черноземья. Но на культуру денег, как всегда, нет…Но! Не делать фестиваль невозможно. Во всяком случае для меня.

— Неужели джаз в современном мире не может быть коммерчески успешным проектом?

— Джаз — это не та сфера, где можно сколотить состояние. Это и в Европе, и в России, и даже в США. Если, конечно, не пускаться по пути откровенной «коммерциализации» музыки. Так что во всех смыслах джаз был и остается музыкой «от души» и «для души», он явно не предназначен для коммерческих проектов. Скажем, в последнем фестивале участвовали 33 музыканта со всего мира, это дорого и сложно. А поднять цену билетов, как на концерт поп-звёзд, мы не можем …

— Откуда пошла идея сделать серию дополнительных концертов? Разве недостаточно одной «Джазовой Провинции»?

— Чтобы в городе как-то менялась культурная атмосфера, джаз нужно сделать неотъемлемой составляющей этой самой атмосферы. Фестиваль раз в год — это хорошо! Но ещё лучше, если будет какая-то постоянная программа, абонемент или что-то в этом роде… Ведь что происходит с каждой «Провинцией»? Слушатели становятся с каждым годом всё более разборчивыми, внимательными, более строгими ценителями — это я хорошо чувствую.

— Послезавтра у тебя есть возможность ещё раз убедиться, как город живет джазом. Опять будешь волноваться и восхищаться за куликами?..

— Конечно. Ведь фестиваль «МузЭнерго» сейчас — одно из интереснейших музыкальных событий в стране. В нем участвуют и известные музыканты и молодые, в том числе и со всей России. В Воронеже будет четыре коллектива, один другого любопытней, из разных мест — из Москвы, Воронежа, Украины, Израиля. Эта та музыка, которая далеко выходит за рамки традиционного джаза. Но! Она честна, профессиональна и интересна. А это — главное!

Татьяна Юрина

«Встреча» (Дубна), № 13 от 26.03.2009

«МузЭнерго»: честная музыка («Встреча» (Дубна), № 13 от 26.03.2009)

Дубненские меломаны, избалованные предыдущими четырьмя фестивалями импровизационной музыки «МузЭнерго», от пятого — юбилейного — ожидали особых изысков, гротесков, открытий и откровений. Они не ошиблись. По крайней мере, каждый получил от фестиваля именно то, что близко, свойственно и нужно именно ему. Специально для этого организаторы составили программу таким образом, чтобы все четыре концерта были разнесены во времени и чётко разделены по стилистике. Единственным, что их формально объединило, стала сцена ДК «Мир» — именно здесь 14, 15, 19 и 21 марта прошли выступления участников пятого «МузЭнерго».

Как и обещал со страниц «Встречи» и других вещательных органов продюсер фестиваля Юрий Льноградский, на юбилейном музыкальном форуме была существенно расширена география его участников. На этот раз вместе с рядом столичных коллективов и соло-исполнителей Дубну посетили музыканты из Архангельска, Италии и Израиля. Впрочем, национально-государственная принадлежность участников фестиваля актуализировалась минимально (лишь сообщениями из проспектов и афиш) и заканчивалась ровно в тот момент, когда начинала звучать музыка. Здесь точно не существовало никаких границ — ни строго жанровых, ни сугубо географических, разве что ярко выраженные стилистические. Так, знатоки классического джаза 20 —30-х годов отметили яркое выступление коллектива Swing Couture (Санкт-Петербург), строго выдержанное в традициях и стилистике танцевальной музыки именно той эпохи. Поклонникам прогрессивного инструментального рока были любы ребята из архангельской группы Blind Vandal; любителей сольного мужского пения а капелла и сложных компьютерных ухищрений до глубины музыкальной души потряс итальянец Борис Саволделли; многих в очередной раз сразил сверхартистичный тубист-вокалист Аркадий FreeMan Кириченко… Подробный разговор о фестивале и его честной музыке (так её определяют организаторы) продолжим в следующем номере.

«Воронежская неделя» (Воронеж), № 12 (1893) от 25.03.2009

Десять аргументов в пользу «МузЭнерго» («Воронежская неделя» (Воронеж), № 12 (1893) от 25.03.2009)

Что такое «МузЭнерго»

Давайте знакомиться. «МузЭнерго» – фестиваль импровизационной музыки, появившийся несколько лет назад в подмосковном наукограде Дубна. Но в последнее время фестиваль бодро выходит из своих провинциальных берегов, отправляется в столицы и другие города.

Историческая встреча «МузЭнерго» с Воронежем состоится 28 марта в Доме актера. На сегодняшний день фестиваль является одним из интереснейших в стране и вот почему.

Потому что… (аргумент № 1). «МузЭнерго» ориентирован на новое и интересное. На то, что происходит в джазе (и не только джазе) сейчас.

Вот чуть было не написала «здесь и сейчас», ибо что лучше отражает саму идею импровизационной музыки? Но в том и дело, что фестиваль успешно демонстрирует не только то, что «здесь» (то есть в отдельно взятой стране России), но и «там» (за рубежом).

Потому что… (аргумент № 2). Фестиваль ориентирован на самую разную аудиторию. Здесь уместно привести слова Юрия Льноградского, организатора «МузЭнерго» и джазового журналиста: «Если вы не знаете, что такое импровизация – это ещё не значит, что она вам не нравится. Мы рисковали показывать традиционную еврейскую музыку после джаза, выводили на сцену камерное трио виолончелей после джаз-роковой группы, перемежали джазовые биг-бэнды и авангардную декламацию. Всё это имеет право на жизнь, и всё это крайне интересно, если в этой музыке есть главное: честность».

Потому что… (аргумент № 3). «МузЭнерго» в равной степени не делает ставку ни на громкие имена, ни на сумасшедшую экспериментальную молодежь. Важнейшими критериями являются профессионализм и оригинальность, которые, как вы понимаете, далеко не всегда синоним громкого имени. Важно быть интересным. И если задаться вопросом «а судьи кто?», то, уверяю, джазовые журналисты, кои являются организаторами, люди весьма опытные и знают…

Зачем нам МузЭнерго

Затем что… (аргумент №4). Возможно, вы еще не знаете об этом, но у «МузЭнерго» есть все шансы стать новым музыкальным событием.

Новым брэндом, если угодно. Ибо по уровню музыкальной программы и вырабатываемого зрителями адреналина сопоставим только с «Джазовой провинцией».

Затем что… (аргумент №5). Музыкальных событий в городе ждут.

Наша славная столица Черноземья не слишком избалована качественными гастролерами. Между тем здесь местами живут образованные и культурные люди, жаждущие хорошей музыки. И это правильно.

Затем что… (аргумент №6). «МузЭнерго», равно как и «Джазовой провинции», судьбой предначертана космического масштаба миссия – изменить культурную атмосферу города. Взрастить еще одно поколение требовательных слушателей.

Главный итог подобных фестивалей –это десятки нововлюбленных в джаз людей, вдруг открывших и раскушавших.

Что нам ждать от «МузЭнерго»

Московское «А-Трио» исповедует набирающую всё больший авторитет в мире стилистику «power trio» – виртуозной инструментальной музыки, когда высочайшая исполнительская техника сочетается со сложными и необычными аранжировками. Для каждого из участников «A-Trio» в этой музыке находится достаточно места, чтобы поклонники баса называли группу «басовым проектом», поклонники гитары – «гитарным», барабанов – «барабанным». Эту музыку сложно представить в традиционном джазовом клубе, но она куда ближе к классической идее джаза, чем большинство ресторанных ансамблей с «романтическим саксофоном». Словом, трудно найти ансамбль, лучше поясняющий своей музыкой идею, заложенную в само слово «МузЭнерго».

Дуэт украинской вокалистки Татьяны Балакирской и московского пианиста Алексея Наджарова возник как проект-посвящение Джони Митчелл, одной из ключевых фигур в истории мировой музыки. Начав своё творчество во времена движения хиппи, Митчелл была едва ли не эталоном «поколения цветов»; со временем её музыка становилась всё серьёзнее и умудрённее. Дуэт, который выступит на «МузЭнерго», имеет собственное прочтение музыки Митчелл. Татьяна Балакирская неоднократно выступала на международных джазовых фестивалях.

За плечами пианиста-виртуоза Алексея Наджарова великолепное музыкальное образование, работа в джазе и новой академической музыке. А также членство в Союзе композиторов России, куда был принят в возрасте всего лишь 25 лет.

Про суперизвестный в молодежных кругах воронежский проект «Happy55» пресса, как местная, так и общеросийско-джазовая, писала не раз и не два и все больше в превосходных степенях.

Коллектив всегда работал исключительно с авторской музыкой. В том, что делают «Happy55», ценители разных музыкальных стилей находят каждый своё: оттенки джаза, авангарда, фьюжн, минимализма, классики. Музыкальный материал и необычная манера его подачи делают «Happy55» коллективом уникальным – как минимум для России, а возможно, и в масштабах Европы.

Четвертый коллектив – израильское трио Идо Букельмана . Лидер этого коллектива – молодой гитарист и композитор Идо Букельман, в 2003 году закончивший престижную Римоновскую школу джаза и современной музыки, сотрудничает как с известными джазовыми коллективами своей страны, так и с приглашенными звездами. В собственном трио Букельман, что, естественно, в полной мере реализует собственные авторские композиторские и художественные идеи. В его музыке есть, с одной стороны, глубокое знание национальных традиций и попытка переосмыслить это наследие на современный лад, с другой стороны, точное соответствие техническим и концептуальным веяниям своего времени.

Татьяна Юрина

РИА «Новости» (Москва), 19.03.2009

Фестиваль «МузЭнерго» представит в Москве коллективы-сюрпризы (РИА «Новости» (Москва), 19.03.2009)

Пятый международный фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго» представит в Москве джазовые коллективы-сюрпризы на сцене ТКЗ «Дворец на Яузе» в пятницу, сообщил РИА Новости продюсер форума Юрий Льноградский.

«Мы концентрируемся на том, чтобы набирать имена музыкантов, которые никому не известны, но которые в полной степени являются коллективами-сюрпризами», — сказал Льноградский.

По его словам, форум «нарабатывает схему, при которой надо идти не на известное имя, а на «МузЭнерго», потому что фестиваль плохого не предложит никогда».

На концерте в Москве фестиваль представит итальянского вокалиста Бориса Саволделли, который, по словам продюсера «МузЭнерго», «всю Россию поставит на уши».

«Он выступает исключительно соло со своим собственным вокалом, сам себя в реальном времени записывает на электронику, сам себя прогоняет поверх себя, делает многоголосые хоры — получается живая многотрековая запись», — рассказал Льноградский.

«Его может повести в диапазоне от каких-нибудь классических итальянский арий до черного авангарда без слов. Это уникальный музыкант. Думаю, со временем этот человек станет большой звездой в масштабах мира», — отметил он.

Кроме того, в рамках московского концерта фестиваля выступит израильское трио Идо Букельмана. По словам продюсера, «это ансамбль, который хорошо характеризует современную джазовую израильскую сцену, играющий на стыке авангарда и представляющий интересные перформансы».

Также перед столичной публикой выступят три российских коллектива — российско-украинский дуэт Татьяны Балакирской и Алексея Наджарова, который представит классическую джазовая часть концерта, трио Happy55 из Воронежа и Project Combo из Северска, участников которого Льноградский назвал «уникумами из провинции».

Помимо концерта в Москве, «МузЭнерго» пройдет в Санкт-Петербурге, Тихвине, Воронеже и Калининграде. Начался же фестиваль 14 марта в Дубне — родине форума.

«Фестиваль начат именно в Подмосковье для того, чтобы доказать, что абсолютно нормального европейского уровня джазовая организация может родиться не только в Москве», — отметил собеседник агентства.

«Для того, чтобы все развивалось динамично и не превратилось в вялотекущий региональный фестивальчик, мы проводим его три раза в год — режиме, который в России не делает никто, и достаточно активно выходим за пределы Дубны, где форум образовался в сентябре 2007 года», — объяснил он.

За время проведения фестиваля в нем приняли участие коллективы из США, Германии, Великобритании, Чехии, Польши, Эстонии, Украины, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, а также из 17 городов России.

Екатерина Чеснокова

«Москвичка» (Москва), 15.03.2009

Москва клубная, музыкальная («Москвичка» (Москва), 15.03.2009)

Фестиваль «МузЭнерго» представляет все стили современной импровизационной музыки: джаз, блюз, фьюжн, этно, авангард, электроника… Среди участников московского концерта-фестиваля, который пройдет 20 марта во Дворце на Яузе, воронежское трио «Happy55» — один из интереснейших российских проектов. Другим, не менее ярким участником концерта, будет итальянец Борис Саволделли. Кто-то пытается взвесить, чего в его творчестве больше — лёгкого околоджазового попа или джазового панка, а кто-то с симпатией называет этого смелого вокалиста «итальянским Бобби Макферрином». Наш джазовый вокал представлен украинско-российским дуэтом Татьяны Балакирской и знаменитого клавишника Алексея Наджарова — впрочем, и они никого не утомят излишней традиционностью. От Израиля в фестивале принимает участие Трио Идо Букельмана. Гитара, контрабас и ударные — таков состав трио.

А трио «Project Combo» Андрея Бирюкова из Северска (гитара, бас-гитара, ударные) уже не раз импровизировало с такими знаменитыми джазовыми музыкантами, как саксофонисты Рон Холлоуэй, Боб Мартинес и Бенни Голсон, вокалисты Майлс Гриффит и Дениз Перье, пианист Дэйв Кикоски.

«Встреча» (Дубна), № 11 от 12.03.2009

Пятый «МузЭнерго»: антикризисная зарядка («Встреча» (Дубна), № 11 от 12.03.2009)

Уважаемая редакция! Я — эстет. Регулярно посещаю выставки, концерты, театральные представления и другие увеселительные мероприятия, проходящие на дубненских сценических площадках. В прошлый раз вы почему-то проигнорировали четвёртый фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго», ни слова не написали о нём. Могу ли я рассчитывать, что пятый юбилейный «МузЭнерго» вы не обойдёте вниманием и расскажете о нем так подробно, как это возможно? Тем более что фестиваль, как говорят в Дубне, уже не за горами.

И. Птицын

Уважаемый И. Птицын! Вы правы, но лишь отчасти -о предыдущем «МузЭнерго» мы умолчали по вполне уважительной причине. Концертный обозреватель «Встречи» был настолько потрясён первыми тремя фестивалями, что к началу четвертого пребывал в состоянии глубокого культурного шока (в лучшем смысле этого слова) и кризиса самоидентификации. Остается он там и поныне.

Вот почему на ваш вопрос отвечает продюсер фестиваля «МузЭнерго» Юрий Льноградский:

— Очередной «МузЭнерго», который начнётся14-гомарта, уже пятый с момента своего основания в сентябре 2007 года. Фестиваль развивается семимильными шагами. Это заметно не только на уровне престижных профильных структур (например, записи предыдущего фестиваля взял в годичную ротацию Европейский союз радиовещания, и записанная в ДК «Мир» и «Октябрь» музыка звучит по всей Европе), но и на уровне структур «широкого профиля». В России бытует мнение, что джаз — явление слишком специфическое, никак не пересекающееся с общегородской культурной политикой. А в Дубне уже через полтора года после первого фестиваля начальник управления культуры высказывает мнение о том, что джазовый фестиваль — явление настолько укоренившееся и общее, что его нельзя игнорировать в рамках планируемого Дня города, собирающего все местные достопримечательности. Иными словами, именно благодаря росту «МузЭнерго» джаз может теперь стать одним из элементов сборной праздничной программы — это культурное достижение, которым может похвастаться мало кто в России.

Что нового в пятом фестивале? В первую очередь — это впервые появляющееся чёткое разделение дней по стилистике. Программа, разросшаяся уже до четырёх дней (а такой протяженностью в стране тоже могут козырнуть лишь избранные), позволяет показать аудитории сборные фестивальные программы по субботам, а отдельным ее подгруппам — программы более специфические. В фестивале появляется танцевальный «день стиляг» в формате классического джазового дансинга 20 —30-хгодов (воскресенье, 15 марта) и день прогрессивного инструментального рока (четверг, 19 марта). В самих же сборных программах (субботы, 14 и 21 марта) всё тот же характерный для фестиваля фейерверк стилей — от авангардной музыкальной сатиры до камерной джазовой музыки, от лёгкого джаза эстрадного толка до уникального вокального импровизационного шоу. Все концерты «МузЭнерго» пройдут в ДК «Мир», их начало в 18:00 (за исключением «рок-дня» — в четверг концерт начнется в 19:00).

«МузЭнерго» продолжает расширять географию участников — на сей раз мы привозим артистов из Италии, Израиля и российского Архангельска. (На фото — участник предстоящего фестиваля, уникальный вокалист, выступающий соло, Борис Саволделли, Италия.) А вот что совсем не лезет ни в какие ворота в условиях навязшего в зубах «кризиса» — это то нахальство, с которым «маленький провинциальный фестиваль» наступает на страну. Если раньше фестивальные концерты проходили лишь в Москве, то на пятом «МузЭнерго» его экспорт за пределы Дубны вырастет и количественно, и качественно: 20 марта будет дан крупный фестивальный концерт в роскошном московском Дворце на Яузе, 28 марта — в воронежском Доме актёра, сольные концерты в рамках фестиваля пройдут также в Петербурге, Калининграде и Тихвине, а приглашённых в Дубну иностранцев оргкомитет отправляет потом аж в Киев и Одессу.

А музыка… Приходите, и вы всё услышите. В кризис наши цены не растут (100 рублей для студентов и пенсионеров, 200 — 300 для остальных), а качество мы гарантируем. Билеты уже в кассах ДК «Мир», студсовете университета «Дубна», тел. 8 (916) 511-37-41.

«Звуки.Ру» (Москва), 09.03.2009

«МузЭнерго». Пятая нога «Звуки.Ру» (Москва), 09.03.2009

Вот уже в пятый раз за последние 3 года мы анонсируем концерты фестиваля «МузЭнерго». И каждый раз не можем обойтись без превосходной степени и немного пафосных заявлений.

Ну а что ж поделать, если независимый фестиваль, существующий с минимальной спонсорской поддержкой (по крайней мере, по сравнению с монстрами вроде «Усадьбы.Джаз») и основным местом дислокации имеющий подмосковный наукоград Дубна, а вовсе не столицу, умудряется даже в кризис привозить первоклассных музыкантов. Да ещё и таких, о которых местная публика мало что знает: попробуй-ка нынче затащить зрителя на неизвестное имя. Правда, зритель этот потом ещё и благодарить будет за такое затаскивание, но тем не менее.

«МузЭнерго» за три года собственного существования показал 250 музыкантов из 12 государств и 17 городов России. А в кризисный год замахнулся на географию Дубна-Москва-Тихвин-Санкт-Петербург-Калининград-Воронеж. Неплохо для энтузиастов, не правда ли. Собственно, и состав участников пятого фестиваля этим масштабам не уступает.

Во-первых,14-гомарта в Дубне покажут «золотую молодёжь» российского джаза — прекрасных девушек и молодых людей, которые успели и побывать на стажировках в США, и поиграть у звёзд вроде Лаймы Вайкуле и Земфиры, но которые своим основным призванием считают всё-таки джаз: это ансамбль Натальи Блиновой «Прёт» и группа Николая Моисеенко.

Во-вторых, 20 марта в Москву до концерта в Дубне привезут хедлайнеров фестиваля — «итальянского Бобби МакФеррина», Бориса Саволделли (Boris Savoldelli), и израильское Ido Bukelman Trio, играющее в стиле ЕСМ. Упоминание его величества МакФеррина в данном контексте, кстати, вполне оправдано. Убедитесь сами.

Ну и, наконец, 15 марта в рамках фестиваля состоится вечеринка стиляг (ретро-танцы) под живой джаз от Swing Couture (Спб) и 19 марта — первая в истории «МузЭнерго» рок-сессия с участием группы Blind Vandal (Архангельск).

Да, кстати: в Дубне вся эта красота будет происходить при цене на билеты от 100 (для студентов и пенсионеров) до 300 (для всех остальных) рублей.

Фестиваль «МузЭнерго».14-29 марта.Дубна-Москва-СПб-Тихвин-Воронеж-Калиниград. Только честная музыка! Вся программа по всем городам, цены на билеты, проезд до Дубны, московское расписание концертов: http://www.muzenergo.ru/5/

P.S. Вы, наверное, спросите, почему эта заметка называется «Пятая нога». Дело в том, что у каждого «МузЭнерго» есть приставка. У #2 — «Вторая производная», у #4 — «Четыре четверти» и т.п. А поскольку в условиях финансово-экономического факапа для общества большие культурные мероприятия пятой ногой примерно и являются, оргкомитет «МузЭнерго»… просто позволяет себе иронизировать над самим собой. Как-то вот так.

Татьяна Балакирская