Опубликовано

Vertigo (Швейцария)

Иеремия «Джерри» Келлер (Jeremias «Jerry» Keller), бас-гитара
Флориан Фавр (Florian Favre), клавишные
Лионель Фридли (Lionel Friedli), ударные

«Вертиго» — это головокружение (в медицинском, общеупотребительном международном смысле). А во французском — к слову сказать, языке, на котором свободно говорят все три составляющих ансамбль швейцарца — это ещё и прихоть, причуда, дурачество.

Лидер этого проекта — Джерри Келлер; как и почти всегда получается у лидеров-басистов, ему удаётся показать в этом составе своих партнёров в достаточно неожиданном для них ракурсе. Так, пианист Флориан Фавр, стремительно набирающий европейскую известность со своим традиционным джазовым трио (рояль, контрабас и ударные) и успешно играющий близкие к «третьему течению» фортепианные концерты соло, здесь оказывается за электронными клавишными и радикально меняет манеру игры, используя все мыслимые синтезаторные возможности. Там, где залы и бюджет это позволяют, Фавр «заказывает» для себя весь возможный благородный винтаж: электропиано Fender Rhodes, синтезатор Prophet-6, непростые аналоговые процессоры. Там, где не позволяют — выжимает максимум из того, что есть, пользуясь собственным чемоданчиком с электроникой. А барабанщик Лионель Фридли, о брутальной и свободной манере игры которого уже ходят легенды, в Vertigo оказывается, наоборот, едва ли не механистическим метрономом, на первый взгляд не подверженным эмоциям.

Однако — не надо обманываться. Этой троице нужно всего несколько минут, чтобы слушатель и вправду потерялся и поплыл в созданном ими космосе. Звучание Vertigo одновременно старомодно и остро, обработка звука превращает порой бас в препарированную электрогитару, а синтезаторные «подклады» могут с одинаковой вероятностью спровоцировать как ассоциации с симфоническим оркестром, так и ощущения саундтрека от научно-фантастического фильма родом из шестидесятых. И всё это — с перспективой тех самых эмоциональных взрывов и выплесков энергии, которых поначалу не ждёшь: по изящному выражению одного из критиков, Vertigo — это «та радость, с которой сокрушаешь землю кувалдой». Что ж, у каждого свои представления и о головокружении, и о музыкальной вселенной.

У коллектива на счету один диск, выпущенный в 2018 году на лейбле ANUK, и весьма любопытная история взаимоотношений с Россией: Келлер и Фавр приезжали сюда однократно (соответственно в составе ансамбля Pommelhorse и с собственным трио), а вот Фридли бывал в стране не раз и с самыми разными коллективами: с трио Люсьена Дюбюиса, в дуэте Qoniak, в качестве «свободного агента» для участия в интернациональном «МузЭнергоБэнде». Каждый из музыкантов трио — человек с серьёзными формальными и карьерными достижениями. Например, Фавр в 2016-м потряс международный конкурс B-Jazz в Бельгии (главный приз для его трио и три дополнительных специальных!), Фридли в 2015-м году удостоился именной премии фонда Suisa (одной из ключевых культурных институций Швейцарии), Келлер в 2014-2016 пользовался приоритетной поддержкой швейцарского совета по культуре Pro Helvetia со своим ранним составом Pommelhorse. Словом, в Vertigo играют уже давно не «подающие надежды», а зрелые мастера с прекрасной и разнообразной творческой биографией, которые начали в этом составе что-то новое для себя.

Отзывы прессы

  • «… действительно головокружительные композиции» (Lula Pergoletti)
  • «… пьесы, обладающие широтой спиральной туманности и прилипчивостью сахарной ваты… стадионные рок-гимны, заставляющий тебя танцевать грув и шершавые, чисто джазовые импровизации» (Benedict Reising)

Фото для полиграфии

 


Vertigo + «МузЭнерго»

Первый в истории российский тур коллектива был официально отменён в марте 2020 года из-за всемирной пандемии коронавируса и распоряжения Правительства РФ, запрещающего на период проведения тура въезд иностранных граждан на территорию России.

  • 3 апреля 2020, пт — Тюмень, «Контора пароходства»
  • 4 апреля 2020, сб — Екатеринбург, Ельцин Центр
  • 5 апреля 2020, вс — Ижевск, фестиваль «Ву»
  • 6 апреля 2020, пн — Набережные Челны, «Акуна Матата»
  • 7 апреля 2020, вт — клуб Алексея Козлова, сцена The Beat
  • 8 апреля 2020, ср — Омск, Old Man Pub
  • 9 апреля 2020, чт — Новосибирск, «Бродячая собака»
  • 10 апреля 2020, пт — Красноярск
  • 11 апреля 2020, сб — Железногорск
  • 12 апреля 2020, вс — Санкт-Петербург, JFC

Параметры возможного тура

  • 3 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона обеспечивает технический райдер:
    • барабаны в стандартной комплектации (бас-барабан, напольный том, навесной том, малый барабан, стойки малого барабана и хай-хэта, 3 стойки под тарелки, стул с регулируемой высотой, педаль, коврик)
    • профессиональный басовый комбо (предпочтение мощным и ламповым моделям)
    • MIDI-клавиатура на стойке (возможности оптимизации изучаются)
    • три монитора, три мониторные линии
    • портальный звук сообразно специфике зала
    • сопутствующую коммутацию
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • в рекламной кампании обязательно отображение логотипов поддерживающих коллектив организаций
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com