Опубликовано

Wolkenpark (Швейцария)


Криц Флю (Kriz Flew), труба, синтезаторы, электроника
Жан-Пьер Шалле (Jean-Pierre Schaller), электрический бас
Анди Брюггер (Andy Brugger), ударные

Джаз, электроника, технологии, импровизация, танцпол. Вот ключевые слова для описания швейцарского трио, в котором три музыканта далеко не первой молодости делают живую музыку, которая заставляет вставать со стульев и пускаться в пляс и их сверстников, и сегодняшних восемнадцатилетних. Сами себя они характеризуют ещё короче: «urban hybrid sounds», «городские гибридные звуки»

Проект Wolkenpark оформился в 1990-х — как дуэт трубача Крица Флю и электронщика Мехди Хансари. Технологии звукозаписи в тот момент были, разумеется, несравнимы с сегодняшними, и для фиксации звукоряда, который сейчас может быть создан легко и непринуждённо, приходилось пользоваться экзотическими решениями и громоздким инструментарием — плёночными DAT-магнитофонами, компьютером Atari и так далее. Поиск технических решений, которые позволяли бы столь малым составом делать достойную музыку в реальном времени, продолжался до конца первого десятилетия XXI века, и в итоге Флю и Хансари сумели добиться своего. Wolkenpark был в состоянии не просто делать студийные записи, но исполнять свой материал вживую, не используя предварительного программирования. Общий интерес к танцевальной музыке и джазу сделал их материал не только ритмичным, но и импровизационным во всех смыслах,- и содержательно, и технически. А его непривычная для ночных клубов «живость», легко опознаваемая аудиторией на слух, привлекла к ним особое внимание. Дуэт, среди прочего, стал регулярно брать призовые места в конкурсах и премиях, которые мало что говорят ценителю джаза, но весьма авторитетны в среде клубной музыки (Nightclub-City Original Song Contest, HOFA Production & Song Contest и так далее).

В 2018-м Хансари завершил свою сценическую карьеру, сосредоточившись на композиции для кинематографа, и Флю переформатировал Wolkenpark, пригласив в состав двух своих давних партнёров по джазово-авангардному коллективу Tanga Zoo. Сохранив общую стилистику Wolkenpark, он тем самым довольно радикально изменил его звучание и добавил к чистой танцевальности весьма любопытную содержательность. Аудитория стала замечать, что Wolkenpark теперь — это не просто великолепный фон для танцев в хорошей компании; это ещё и музыка, которую можно слушать и анализировать, не поднимаясь на ноги.

В марте 2019 Wolkenpark выполнили свой первый тур обновлённым составом  и получили восторженную прессу и отзывы публики. По их словам, всё так же принципиальным моментом остаётся создание материала вживую (и программирование ударных партий, и многослойное наложение эффектов, и используемые в музыке «звуковые петли» — всё это делается на глазах у аудитории). Как правило, живое выступление строится почти по принципу диджейского сета, когда одна композиция (или расширенная импровизация) плавно перетекает в другую, порой с радикальной сменой ритма и эмоционального посыла.

Критично важна для понимания Wolkenpark именно джазовая суть его участников. Криц Флю, например, помимо этого состава — не только трубач, но и вокалист, в активе у которого — первые места на престижных конкурсах вроде Montreux Jazz Chrysler Award и (это достижение постарше) Young Swiss Jazz Award. Басист Жан-Пьер Шалле работал, помимо множества собственных коллективов, с такими грандами, как Эдди Дэниелс, Боб Минтцер, Пи Ви Эллис, Рэнди Бреккер, Расселл Ферранте, а сейчас преподаёт бас и ансамбль в университете Лозанны. Барабанщик Анди Брюггер — профессор класса ударных инструментов в Цюрихской высшей школе искусств, принимавший участие в бесчисленном множестве концертных туров как фрилансер.

Фото для полиграфии


Wolkenpark + «МузЭнерго»: будущее

Тур 2020 года обсуждается. Возможные варианты приезда в Россию — начиная со второй половины июня 2020.