Опубликовано

Woodoism (Швейцария)

Лайнус Амстад (Linus Amstad), альт-саксофон
Флориан Вайсс (Florian Weiss), тромбон, композиция
Валентин фон Фишер (Valentin von Fischer), контрабас
Филипп Лейбундгут (Philipp Leibundgut), ударные

Критикам не удаётся уйти от очевидной отсылки в названии коллектива: для большинства из них Woodoism — это «колдовство, шаманское камлание, экстатический ритуал». Для тех, кто менее склонен к банальностям, Woodoism — это скорее вдохновлённая работа с формой, придание вполне общеупотребительному инструментальному материалу новых смыслов за счёт отточенности его подачи, искренней влюблённости и вживлённости в него.

Лидер молодого швейцарского квартета и автор исполняемой музыки — тромбонист Флориан Вайсс. Ему нет и тридцати, однако на швейцарской сцене он уже успел наделать изрядного шума — как в прямом, так и в переносном смысле. В 2010-м Вайсс закончил среднюю школу, уже выбрав в качестве специализации музыку и получив соответствующий дополнительный сертификат. Затем продолжил образование на джазовом факультете бернского Университета Искусств, получил степень магистра и перебрался в Университет Люцерна для дальнейшего совершенствования (диплом с отличием в 2017-м). На этом возможные ступени формального обучения музыке в Швейцарии попросту закончились, но Вайсс пошёл дальше и три месяца повышал квалификацию в Нью-Йорке. Неудивительно, что при таком рвении его успехи выразились не только в активной концертной деятельности, но и в официальных премиях, наградах и дипломах. Начиная с 2014-го, в жизни Вайсса какой-нибудь большой приз национального значения делается обязателен: попадание в проект «All Stars» швейцарской ассоциации джазового образования (2014), включение в специальный тур «Best of Swiss Jazz Bachelors» как раз с группой Woodoism в 2015-м, именные стипендии фонда Хиршмана (2015) и фонда Фридл Вальд (2016), выступление в качестве представителя люцернского университета на встрече Международной ассоциации джазовых школ в итальянской Сиенне (2017) и, наконец, «золотой дубль» — победа и одновременно приз зрительских симпатий на престижнейшем швейцарском конкурсе ZKB в 2018-м.

Помимо Woodoism, Вайсс как один из лидеров плотно задействован в необычном проекте La Môme (с кларнетистом Филиппом Хиллебрандом и барабанщиком Клеменсом Куратле; это трио посвящено новоджазовому прочтению творчества Эдит Пиаф и посетило Россию в 2018-м году). Что до коллективов с его участием, где лидерские функции на других — их огромное количество: здесь и собственные группы таких авторитетов, как Джулиан Сарториус и Лукас Ниггли, и Джазовый Оркестр Люцерна, и постановки Цюрихского оперного театра. Впрочем, в перечислении таких регалий от него не отстанут и остальные участники группы (а басист Валентин фон Фишер, например, может похвастаться тем, что и сам проехал пол-России в 2015-м году в составе Shady Midnight Orchestra).

Woodoism же был основан в 2014-м и, что любопытно, не претерпел с тех пор изменения состава, что говорит о многом. Основной идеей Вайса было исполнение репертуара, который он сам называл «игривой камерной музыкой в стилистике документального кино». Почему именно документального, а не кино в целом — остаётся только догадываться (впрочем, отчасти само это позиционирование тоже игриво). Квартет без гармонического инструмента взял на себя довольно непростую задачу, учитывая, насколько далека его стилистика от авангарда и свободного джаза, где такой недостаток мог бы быть объяснён вычурной концепцией. Однако выстраиваемые музыкантами аккорды из всего лишь трёх нот (тромбона, саксофона и контрабаса) оказались на практике достаточно искушёнными, а музыка Woodoism, словно бы вынужденная разнообразиться изнутри, по-хорошему цепляет. Как писал кто-то из рецензентов, «квартет бродит по зарослям джаза, но музыканты могут пролить свет даже в самые тёмные места этих зарослей, и они не отпускают руки слушателя; вы следите за группой и можете видеть, как простая с виду мысль молодого лидера превращается в полноценное повествование».

Woodoism гастролировал по Швейцарии уже в 2015-м в рамках программы «Best of Swiss Jazz Bachelors», отбор в которую проводила образовательная ассоциация DKSJ, а вскоре после этого побывал с концертами в Венгрии. Весной 2017-го квартет представил свой первый альбом (названный просто «Woodoism») и провёл обширный тур по Швейцарии и Германии. В начале 2019-го коллектив принял участие в престижном «сетевом» фестивале Suisse Diagonal, в рамках которого несколько наиболее интересных молодых групп выступают с концертами в ключевых джазовых залах страны. А в конце февраля 2019 года «Woodoism» объявили о завершении записи второго альбома, работа над которым велась на легендарной немецкой студии Bauer. Он будет выпущен в свет в сентябре и получит названием «Refugium».


Пресса

  • «… настоящий кайф от первого до последнего звука; самая настоящая развлекательная музыка, склеенная из чрезвычайно умных, забавных и разнообразных композиций» (Steff Rohrbach, «Jazz’n’More», 2017)
  • «… тонкая полифония, взломанная ритм-секцией с большим остроумием и темпераментом» (Peter Rüedi, «Weltwoche»)
  • «… элегантная бравада» (Tom Gsteiger, «Der Bund»)

Фото для полиграфии

Рекомендованные для промо-кампании видео


Woodoism + «МузЭнерго»: будущее

  • 6 ноября 2019, ср — Нижний Новгород, «Арсенал»
  • 7 ноября 2019, чт — Владимир, «Серый Кит» (договорённость финализируется)
  • 8 ноября 2019, пт — Калининград, «У Гашека»
  • 9 ноября 2019, сб — Вильнюс, Jazz Cellar 11
  • 10 ноября 2019, вс — Дмитров, «Свои»
  • 11 ноября 2019, пн — Москва, клуб Алексея Козлова (серия Trane Zen Art)
  • 12 ноября 2019, вт — Иркутск, Edison
  • 13 ноября 2019, ср — Улан-Удэ (зал будет объявлен дополнительно)
  • 14 ноября 2019, чт — Чита (зал будет объявлен дополнительно)
  • 15 ноября 2019, пт — Санкт-Петербург, в программе конференции Jazz Across Borders
  • 16 ноября 2019, сб — Санкт-Петербург, JFC, в программе конференции Jazz Across Borders
  • 17 ноября 2019, вс — Москва, клуб Игоря Бутмана

Параметры предстоящего тура

  • 4 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона обеспечивает несложный технический райдер: ударные, контрабас, микрофоны для двух духовых инструментов, соответствующую коммутацию, мониторную систему и портальный звук
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • в рекламной кампании должны быть указаны логотипы 8 поддерживающих коллектив организаций (скачать одним архивом по ссылке).
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com