Опубликовано

David Helbock (Австрия)

Давид Хелбок (David Helbock), фортепиано

Уроженец скромной австрийской деревушки под названием Коблах сегодня по праву считается одним из самых активных, интересных и плодотворных джазовых пианистов Европы. И дело не только в его мастерстве как инструменталиста: Хелбок — человек с потрясающе детальной и проработанной стратегией существования в искусстве, чья музыка прогрессирует не спонтанно, а по осознанно выбранному пути развития. Это и переходы от крупных проектов к сольным, и акцентирование на собственном или чужом (не всегда очевидном!) материале, и продуманное покорение самых разных стран и континентов в поисках новых впечатлений и влияний.

Давид Хелбок родился в Австрии в 1984 году. Начав заниматься фортепиано в шестилетнем возрасте, до юношеского возраста он обучался музыке в основном на уровне местных ничем особенным не примечательных школ (хотя интерес именно к джазу проявился почти сразу же — десятилетний Давид по собственной инициативе начал посещать уроки Пауля Винтера в рамках специального «джазового семинара»). Удивительно в первых годах его становления другое: свой первый соло-альбом с однозначным названием «Happiness» Хелбок выпустил уже в 1998 (!) году, едва отметив четырнадцатилетие. До следующей работы прошло пять полноценных лет, но факт остаётся фактом: музыканту сразу и определённо хотелось разговаривать с миром.

В 1998-2001 годах Хелбок дополнительно брал уроки ударных, в 2005-м закончил с отличием консерваторию австрийского Фельдкирха, а впоследствии брал частные уроки у американского пианиста Питера Мэдсена и провёл один семестр в швейцарском Бернском университете искусств, где его преподавателем был именитый Тьерри Ланг. Казалось бы, не самая «качественная» история образования, если сравнивать её со стандартными путями становления современных европейских пианистов. Однако результаты такого подхода, при котором над личностью Хелбока не довлела определённая авторская школа, налицо: его самобытность как музыканта начала приносить плоды, и с начала века (вновь и вновь требуется уточнение — с возраста 16-17 лет!) Давид ежегодно получает самые разнообразные премии, выигрывает конкурсы и так далее. В его активе, например, победа на конкурсе искусств «Prima la Musica» (2001), образовательная стипендия от компании Bösendorfer (2001), победа на международном «New Generation» (Штраубинг, Германия, 2006), два приза на одном из самых именитых фортепианных конкурсов мира — «Jazz Piano Solo» в швейцарском Монтрё (2007 и 2010), не требующая перевода национальная австрийская премия «Outstanding Artist» (2011) и так далее.

К настоящему моменту Хелбок выпустил 21 (!) диск преимущественно в форматах соло и трио. Особенно выделяются в его дискографии две работы в коллективе легендарного Михаэля Мантлера, вышедшие на ECM Records — «Jazz Composer´s Orchestra Update» (2014) и «Comment C’est» (2017). Собственные записи Хелбока тоже показывают устойчиво растущий интерес к нему Большого Музыкального Бизнеса: начав, разумеется, с самиздата (тот самый «Happiness»), Давид совершает победное восхождение от скромного австрийского лейбла Gramola через кёльнский Doublemoon к берлинскому Traumton (а это уже достойный европейский уровень), проносится через швейцарский Unit и сегодня выпускается на ACT Music — лейбле с международной известностью, среди артистов которого Ларс Даниэльссон, Виджей Айер, трио Эсбьёрна Свенссона, Ярон Херман, Ману Катче, Лешек Можджер, Бугге Вессельтофт и прочая элита современного джаза.

Хелбок выступал во множестве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, в нескольких государствах Северной и Южной Америк, побывал в Казахстане, Киргизии, Китае, Монголии, Корее, Малайзии, Индонезии, Индии и на Филиппинах, в Израиле и Иране, в Австралии и Турции, в десятке африканских стран. Однако глобальные задачи он ставил перед собой не только в записи музыки и не только в гастролях: например, в 2009-м он официально анонсировал «Годовой проект ежедневной композиции» — и, соответственно, в течение года каждый день создавал новое музыкальное произведение. В 2010-м был выпущен его «Personal Realbook» с более чем 600 листами авторского нотного текста.

В сентябре 2020-го Хелбок презентует в России свою программу «Playing John Williams» (выпущенную в 2019 на ACT Music). Как видно из названия, здесь Хелбок обращается к музыке многократного обладателя «Грэмми» и «Оскара» кинокомпозитора Джона Уильямса. Музыка из «Гарри Поттера», «Списка Шиндлера», «Звёздных войн» и так далее. Со слов самого Давида, «…я до сих пор помню, как я смотрел ребёнком фильмы с его музыкой — «Инопланетянина» или «Парк Юрского периода», когда я впервые пошёл в кинотеатр без родителей» […] Это было крайне эмоциональное переживание, и музыка к фильмам всегда была ключом к этим эмоциям. […] Уильямс — великолепный мастер мелодии. Его мелодии трогают сердце, они высвобождают ваши эмоции».

Но Хелбок не был бы собой, если бы взялся за такой проект только как тапёр. «Я сделал с музыкой Уильямса многое,- говорит он,- я многое изменил в гармонии, я во многих местах поработал с темпом, так что во всём этом стал слышен мой собственный голос. Но важно то, что и после всех изменений мелодия остаётся той же, она узнаваема. Процесс адаптации этой музыки шёл спонтанно, под влиянием эмоций, которые я испытывал, пересматривая фильмы. Я выписывал мелодии, смотрел кино, и уже потом создавал свои версии и понемногу их дорабатывал».

Отзывы прессы

  • «… один из самых потрясающих музыкантов молодой европейской сцены. Слушатель сталкивается с чем-то совершенно новым, когда играет Хелбок. И это никогда не вычурная «элитарная» музыка — это всегда музыка, которая пробирает и тело, и ум» (Roland Spiegel, Bavarian Radio, Германия)

Фото для полиграфии

 


David Helbock + «МузЭнерго»: будущее

  • 20 сентября 2020, вс — дата свободна
  • 21 сентября 2020, пн — дата свободна
  • 22 сентября 2020, вт — дата свободна
  • 23 сентября 2020, ср — дата свободна
  • 24 сентября 2020, чт — дата свободна
  • 25 сентября 2020, пт — дата свободна
  • 26 сентября 2020, сб — Красноярск и Железногорск (в процессе уточнения)
  • 27 сентября 2020, вс — Красноярск и Железногорск (в процессе уточнения)
  • 28 сентября 2020, пн — Москва, клуб Алексея Козлова

Параметры предстоящего тура

  • 1 человек в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
  • принимающая сторона обеспечивает технический райдер:
    • рояль
    • сопутствующую озвучку и коммутацию для залов, где акустического звучания инструмента недостаточно
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • в рекламной кампании обязательно отображение поддерживающих коллектив организаций (список уточняется)
  • Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com