Опубликовано

KAOS Protokoll (Швейцария/Германия)

Бенедикт Виланд (Benedikt Wieland), бас, клавишные, компьютер
Фло Райхле (Flo Reichle), ударные
Симон Шписс (Simon Spiess), саксофон
Люциус Шулер (Luzius Schuler), клавишные

«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» — самоопределение швейцарского пауэр-джаз-коллектива прекрасно. Впрочем, любой, кто хоть раз смотрел фильмы о погружении мира в хаос, знает, что хэппи-энд неизбежен, да и романтике посреди этого тоже найдётся место. В случае с KAOS Protokoll хэппи-энд — ещё и в том, что стилистика группы неудержимо меняется в сторону гармонии.

KAOS Protokoll, основанные в формате трио в 2011 году, настолько далеки от джаза, насколько это вообще неизбежно для современного европейского импровизирующего состава. Никто уже давно не играет стандартов, да и сама классическая форма джазового взаимодействия в ансамбле перестала быть интересной молодому поколению. Что интересно вместо этого? Либо поп-культура, либо современное варево из стилей и приёмов, в котором можно неожиданно для себя открывать самые неожиданные узнаваемые фрагменты из самых неожиданных областей. И именно этим варевом и занимался «Протокол» с самого начала. Кто-то назовёт их музыку джазом, потому что ему будет трудно проигнорировать импровизирующий саксофон; кто-то — роком, потому что манера игры басиста и его энергетика вполне читаемы; кто-то — едва ли не индастриалом или саундскейпом, потому что в определённый момент группу кинет и в эту крайность. Да что там, порой коллектив может дойти и до прямых ассоциаций с трип-хопом и drum’n’bass — но это вопрос не столько музыкальной всеядности, сколько неизбежности впитывания всего многообразия влияний современной музыки. У музыкантов «Протокола», в отличие от многочисленных компиляторов, однозначно есть своё собственное направление и своё видение всего происходящего: жёсткий, временами агрессивный, технически виртуозный и плотный пауэр-джаз, ни в малейшей степени не заигрывающий с аудиторией и обеспечивающий правду-матку в первозданном виде.

Свой первый альбом участники трио назвали «Quick & Dirty», то есть «быстрые и грязные». Недурная самоирония для людей, которых можно упрекнуть в чём угодно, кроме непродуманности материала и отсутствия в нём скрупулёзно выверенной драматургии. Проработка деталей у «Протокола» напоминает лучшие работы Фрэнка Заппы, Джона Зорна и The Bad Plus. Неудивительно, что в 2013-м KAOS Protokoll стали номинантами ZKB Jazzpreis — престижной швейцарской награды для молодых коллективов. Не лауреатами, а именно финалистами: жюри, видимо, сумело оценить тот факт, что от джаза даже в его сегодняшнем понимании группу увело достаточно далеко. Но, с другой стороны, не дальше, чем тех же Заппу и Зорна — для которых стилистическая неопределённость является достоинством, а не недостатком.

Группа выпустила четыре альбома и после работы «Everyone Nowhere» (ноябрь 2018) окончательно распрощалась с безудержной звуковой агрессией ранних лет. Трио давно превратилось в квартет, лишь половина которого представлена «отцами-основателями» басистом Бенедиктом Виландом и барабанщиком Фло Райхле. Саксофонист Симон Шписс (тяготеющий в собственных проектах как раз к «нормальному» современному джазу) и клавишник Люциус Шулер (представляющий скорее академически-новаторскую сцену) помогли перенаправить KAOS Protokoll в стилистику того, что принято называть пост-джазом. Звук группы сегодня стал более «тёмным», композиции строятся скорее в ключе звуковых ландшафтов, всё активнее используется электроника; критики слышат в новом звучании «Протокола» — меланхолическом, самопогружённом, в чём-то даже скупом — отсылки к таким ориентирам, как Jaga Jazzist и Girls in Airports. Что ж, тем интереснее будет очередное появление музыкантов в России, где у них уже есть своё устойчивое сообщество поклонников, с новой стилистикой. То сообщество, что сложилось на родине, лидер коллектива Бенедикт Виланд приучает к «новой главе» в истории коллектива уже в 2018-го года: многие концерты даже проходят под названием KAOS Kollektiv и с меняющимся составом музыкантов, что символизирует вовлечённость в проект достаточно обширного музыкантского сообщества Швейцарии.

Отзывы прессы

  • «… необычно и захватывающе» (Rolling Stone)
  • «… они однозначно становятся постоянно упоминаемыми среди фанатов GoGo Penguin и Jaga Jazzist (Music is my Sanctury)
  • «… точно знают, что такое грув» (London Jazz News)
  • «… истинный слушательский опыт“ (Colorising)
  • «… эта музыка сияет в окружении импрессионистской меланхолии, хранящей правильную пропорцию тёмных цветов» (Nowa Muzyka)

Фото для полиграфии

KAOS Protokoll + «МузЭнерго»: будущее

  • 1 октября 2020, чт — Санкт-Петербург, JFC
  • 2 октября 2020, пт — Красноярск или Железногорск (в процессе финализации переговоров)
  • 3 октября 2020, сб — Красноярск или Железногорск (в процессе финализации переговоров)
  • 4 октября 2020, вс — дата свободна
  • 5 октября 2020, пн — дата свободна
  • 6 октября 2020, вт — дата свободна
  • 7 октября 2020, ср — дата свободна
  • 8 октября 2020, чт — дата свободна
  • 9 октября 2020, пт — дата свободна
  • 10 октября 2020, сб — дата свободна

 


KAOS Protokoll + «МузЭнерго»: прошлое

  • 2014: участие в «МузЭнергоТуре»
    • 28 июня 2014 — Екатеринбург, 2-й международный фестиваль «EverJazz»
    • 29-30 июня 2014 — Комплекс «Аврора» (Челябинская область)
    • 1 июля 2014 — Тюмень, Филармония
    • 3 июля 2014 — Новосибирск, клуб «Кампус»
    • 4 июля 2014 — Барнаул, Филармония
    • 5 июля 2014 — Новокузнецк (Кемеровская область), «Геликон»
    • 6 июля 2014 — Кемерово, концертный зал КемГУ
    • 7 июля 2014 — Ачинск (Красноярский край), ДК
    • 8 июля 2014 — Железногорск (Красноярский край), ДК
  • два приезда в РФ до 2014 года