Бенедикт Виланд (Benedikt Wieland), бас, клавишные, компьютер
Фло Райхле (Flo Reichle), ударные
Симон Шписс (Simon Spiess), саксофон
Филипп Шлоттер (Philipp Schlotter), клавишные
Алекс Маурер (Alex Maurer), ударные, электроника
«Мир погружается в хаос — а мы обеспечиваем звуковое сопровождение!» — самоопределение швейцарского пауэр-джаз-коллектива прекрасно. Впрочем, любой, кто хоть раз смотрел фильмы о погружении мира в хаос, знает, что хэппи-энд неизбежен, да и романтике посреди этого тоже найдётся место. В случае с KAOS Protokoll хэппи-энд — ещё и в том, что стилистика группы неудержимо меняется в сторону гармонии.
KAOS Protokoll, основанные в формате трио в 2011 году, настолько далеки от джаза, насколько это вообще неизбежно для современного европейского импровизирующего состава. Никто уже давно не играет стандартов, да и сама классическая форма джазового взаимодействия в ансамбле перестала быть интересной молодому поколению. Что интересно вместо этого? Либо поп-культура, либо современное варево из стилей и приёмов, в котором можно неожиданно для себя открывать самые неожиданные узнаваемые фрагменты из самых неожиданных областей. И именно этим варевом и занимался «Протокол» с самого начала. Кто-то назовёт их музыку джазом, потому что ему будет трудно проигнорировать импровизирующий саксофон; кто-то — роком, потому что манера игры басиста и его энергетика вполне читаемы; кто-то — едва ли не индастриалом или саундскейпом, потому что в определённый момент группу кинет и в эту крайность. Да что там, порой коллектив может дойти и до прямых ассоциаций с трип-хопом и drum’n’bass — но это вопрос не столько музыкальной всеядности, сколько неизбежности впитывания всего многообразия влияний современной музыки. У музыкантов «Протокола», в отличие от многочисленных компиляторов, однозначно есть своё собственное направление и своё видение всего происходящего: жёсткий, временами агрессивный, технически виртуозный и плотный пауэр-джаз, ни в малейшей степени не заигрывающий с аудиторией и обеспечивающий правду-матку в первозданном виде.
Свой первый альбом участники трио назвали «Quick & Dirty», то есть «быстрые и грязные». Недурная самоирония для людей, которых можно упрекнуть в чём угодно, кроме непродуманности материала и отсутствия в нём скрупулёзно выверенной драматургии. Проработка деталей у «Протокола» напоминает лучшие работы Фрэнка Заппы, Джона Зорна и The Bad Plus. Неудивительно, что в 2013-м KAOS Protokoll стали номинантами ZKB Jazzpreis — престижной швейцарской награды для молодых коллективов. Не лауреатами, а именно финалистами: жюри, видимо, сумело оценить тот факт, что от джаза даже в его сегодняшнем понимании группу увело достаточно далеко. Но, с другой стороны, не дальше, чем тех же Заппу и Зорна — для которых стилистическая неопределённость является достоинством, а не недостатком.
Группа выпустила четыре альбома и после работы «Everyone Nowhere» окончательно распрощалась с безудержной звуковой агрессией ранних лет. Трио давно превратилось в квартет, лишь половина которого представлена «отцами-основателями» басистом Бенедиктом Виландом и барабанщиком Фло Райхле. Саксофонист Симон Шписс (тяготеющий в собственных проектах как раз к «нормальному» современному джазу) и клавишник Люциус Шулер (представляющий скорее академически-новаторскую сцену) помогли перенаправить KAOS Protokoll в стилистику того, что принято называть пост-джазом. Звук группы сегодня стал более «тёмным», композиции строятся скорее в ключе звуковых ландшафтов, всё активнее используется электроника; критики слышат в новом звучании «Протокола» — меланхолическом, самопогружённом, в чём-то даже скупом — отсылки к таким ориентирам, как Jaga Jazzist и Girls in Airports. Что ж, тем интереснее будет очередное появление музыкантов в России, где у них уже есть своё устойчивое сообщество поклонников, с новой стилистикой. То сообщество, что сложилось на родине, лидер коллектива Бенедикт Виланд приучает к «новой главе» в истории коллектива уже в 2018-го года: многие концерты даже проходят под названием KAOS Kollektiv и с меняющимся составом музыкантов, что символизирует вовлечённость в проект достаточно обширного музыкантского сообщества Швейцарии, да и Европы в целом. В разное время руку к записям и концертам KAOS приложили такие мастера, как Робот Кох, Андреас Шёрер и Джанго Бейтс. А для российского тура-2020 собран и вовсе беспрецедентный вариант квинтета, где Шулера заменяет на клавишных Филипп Шлоттер и где в дополнение к барабанщику Фло Райхле будет придан перкуссионист и электронщик Алекс Маурер, инструментальная «кухня» которого весьма своеобразна.
В российском туре-2020 коллектив презентует своей последний альбом «Everyone Nowhere», выпущенный в 2018-м на лейбле Prolog Records.
Отзывы прессы
- «… необычно и захватывающе» (Rolling Stone)
- «… они однозначно становятся постоянно упоминаемыми среди фанатов GoGo Penguin и Jaga Jazzist (Music is my Sanctury)
- «… точно знают, что такое грув» (London Jazz News)
- «… истинный слушательский опыт“ (Colorising)
- «… эта музыка сияет в окружении импрессионистской меланхолии, хранящей правильную пропорцию тёмных цветов» (Nowa Muzyka)
Фото для полиграфии
KAOS Protokoll + «МузЭнерго»: будущее
- тур 2020 года отменён 17 августа 2020 из-за очевидных проблем, связанных с коронавирусом.
- 1 октября 2020, чт — Санкт-Петербург, JFC
- 2 октября 2020, пт — Красноярск или Железногорск (в процессе финализации переговоров)
- 3 октября 2020, сб — Красноярск, КГИИ (малый зал)
- 4 октября 2020, вс — Новосибирск, «Бродячая собака»
- 5 октября 2020, пн — Омск, Oldman Pub
- 6 октября 2020, вт — Тюмень, «Контора пароходства»
- 8 октября 2020, чт — Курган, «Харатс»
- 9 октября 2020, пт — Екатеринбург, Ельцин Центр
- 10 октября 2020, сб — Ижевск, фестиваль Woo
- 11 октября 2020, вс — Долгопрудный, концертный зал МФТИ
Параметры предстоящего тура
- 5 человек в делегации
- транспорт, жильё, питание, визы обеспечиваются со стороны «МузЭнерго»
- принимающая сторона обеспечивает технический райдер, включающий:
- (для клавишника Филиппа Шлоттера)
- банкетку или стул с регулируемой высотой
- (для барабанщика Фло Райхле)
- ударную установку в стандартной комплектации (бочка предпочтительно 20″ или 22″, напольный том предпочтительно 16″, один навесной том предпочтительно 12″, опционально второй навесной том предпочтительно 13″, рабочий барабан 14″, пластики с напылением, стульчик с регулируемой высотой, 3 стойки для тарелок, стойка рабочего барабана, стойка хай-хэта, педаль, коврик), по возможности — винтажного звучания и типа
- (для второго барабанщика Алекса Маурера)
- педаль
- стойку рабочего барабана
- стойку хай-хэта
- 2 стойки для тарелок
- по возможности дополнительно — любой напольный том
- (для басиста Бенедикта Виланда)
- басовый комбо-усилитель (спикеры как минимум 4×10, усилитель от 500 Вт), предпочтительно марок Ampeg, Fender, Eden, Markbass
- клавишная стойка для синтезатора
- 4-5 мониторов (обязательное требование по причине наличия электронной составляющей в музыке)
- 1 микрофон на конферанс на стойке
- озвучку всего перечисленного:
- ударные Фло Райхле — минимум 1 микрофон для бочки, 1 overhead, 2 x XLR
- саксофон — собственным микрофоном музыканта и эффектами, заведёнными в его собственный микшер (выход — 2 XLR)
- клавишные — 1 Stereo DI Box
- бас и эффекты басиста — 1 DI для басового комбо-усилителя, 1 DI для синтезатора
4-5 floor monitors for the electronics Very important!!!
- (для клавишника Филиппа Шлоттера)
- полный технический райдер, сет-лист и план сцены могут быть скачаны по ссылке
- работает местный звукорежиссёр
- программа длительностью от 60 до 90 минут
- принимающая сторона в обязательном порядке указывает на афишах и в макетах логотипы спонсирующих коллектив организаций (список уточняется)
- Агент: Юрий Льноградский, +7-916-511-37-41, lnogradski@gmail.com
KAOS Protokoll + «МузЭнерго»: прошлое
Состав в турах 2016 г. и ранее:
Бенедикт Виланд (Benedikt Wieland), бас, клавишные, компьютер
Марк Штуки (Marc Stucki), саксофон, электроника
Фло Райхле (Flo Reichle), ударные, электроника
- тур 2016 года (в составе: Бенедикт Виланд, Марк Штуки, Фло Райхле).
- 13 октября — Красноярск, школа им. Поздеева
- 14 октября — Красноярск, «Студия Дождя»
- 15 октября — Протвино, ДМШ (фестиваль «Джазоворот 7.5»)
- 16 октября — Дубна, клуб «105»
- 17 октября — Санкт-Петербург, JFC
- 18 октября — Сергиев Посад, «Дубрава»
- 19 октября — Калининград, Дредноут
- 2014: участие в «МузЭнергоТуре»
- 28 июня 2014 — Екатеринбург, 2-й международный фестиваль «EverJazz»
- 29-30 июня 2014 — Комплекс «Аврора» (Челябинская область)
- 1 июля 2014 — Тюмень, Филармония
- 3 июля 2014 — Новосибирск, клуб «Кампус»
- 4 июля 2014 — Барнаул, Филармония
- 5 июля 2014 — Новокузнецк (Кемеровская область), «Геликон»
- 6 июля 2014 — Кемерово, концертный зал КемГУ
- 7 июля 2014 — Ачинск (Красноярский край), ДК
- 8 июля 2014 — Железногорск (Красноярский край), ДК
- два приезда в РФ до 2014 года