Даниэль Мозер (Daniel Moser), бас-кларнет
Леоннард Скорупа (Leonhard Skorupa), бас-кларнет
Штефан Дикбауэр (Stephan Dickbauer), кларнет
Оскар Антоли (Oscar Antoli), кларнет, бас-кларнет
Импровизирующий квартет из четырёх кларнетов? Наверное, дальше можно просто не продолжать: если это получилось сделать, если это было сделано не ради однократной записи или показа специальной программы и если это продолжает существовать — значит, это однозначно не простое нахальство фанатов своего инструмента, а действительно стоящая внимания реализация действительно стоящей идеи.
Woody Black 4 задумывался четырьмя студентами Венского университета музыки и исполнительских искусств, разумеется, как нечто экспериментальное. Однако сразу же стало понятно, что важна не столько импровизационно-джазовая основа проекта. Ключевым моментом оказалась вовлечённость участников коллектива в самую разнообразную музыку, от коммерчески-эстрадной до радикально-академической. Джазовое начало позволяло бы солисту импровизировать на фоне более или менее выверенной аранжировки, отрабатываемой остальными участниками, но отказаться от такой аранжировки было бы практически невозможно, а неизбежное повторение конкретных решений рано или поздно наскучило бы. И на помощь пришла именно универсальность музыкантов, их готовность и к свободному совместному поиску, и к адаптации тех правил, по которым строится, например, корневая народная музыка с её специфическим ведением многоголосья. Сегодняшний квартет — это далеко не прямолинейное разложение четырёх близких голосов на условное соло, создающие гармонию второй голос, бас и имитацию перкуссии. Базирующимся в Вене музыкантам удалось найти именно равноправное решение, в котором каждый из голосов и самоценен, и способен на исполнение любых отдельно выделенных функций, и независим, когда этого требует художественная задача.
Джаз? Не совсем. Четверо кларнетистов (два австрийца, испанец и итальянец) называют свою музыку «движением к джазу». Они играют почти исключительно авторскую музыку (хотя могут и показать аранжировки джазовых стандартов). Для них важно сохранение тёплого «деревянного» звучания как основной характеристики ансамблевого звука, но они могут позволить себе (да и позволяют) регулярные экскурсы в осознанные диссонансы и то, что проще всего для краткости назвать «авангардом». И это работает! У коллектива на счету два альбома («Woody Black Four» 2013-го года и «Curiosity», 2017), выступления по всему миру (включая, например, Японию) и прекрасные отзывы прессы. Характеризуя вручение им отдельного приза на New York Jazz Competition, именитый Майк Стерн высказался исчерпывающе: «фантастическая группа, действительно свежая и особая».
Woody Black 4 и «МузЭнерго»: прошлое
- ТУР-2018
- 2 декабря 2018 — Москва, клуб Алексея Козлова
- 3 декабря 2018 — Дубна, ДК «Мир»
- 5 декабря 2018 — Новосибирск
- 6 декабря 2018 — Красноярск, малый зал КГИИ
- 7 декабря 2018 — Екатеринбург, Ельцин-Центр
- 8 декабря 2018 — Сергиев Посад, КПЦ «Дубрава»