Франц Хеллмюллер (Franz Hellmüller), гитара
Патрик Зоммер (Patrick Sommer), контрабас
Мартен Перре (Martin Perret), ударные
Гитарное трио в джазе: формат, в котором сказать что-то принципиально новое уже почти невозможно. Если забыть о том, что новизна и самобытность — не в формате, а в головах у исполнителей и никак не связана с инструментальным составом конкретного коллектива.
Трио гитариста Франца Хеллмюллера существует и активно концертирует с 2011 года. Срок весьма небольшой в абсолютных величинах, но весьма значительный применительно к современным джазовым реалиям, в которых срок жизни среднестатистических европейских джазовых проектов измеряется порой месяцами, а количество сыгранных концертов — парой дюжин. Причина проста — музыкантов, работающих в «прямолинейном» современном джазе, с каждым годом всё больше, площадок для него всё меньше, аудитория всё старше. И остаётся в этой, казалось бы, безнадёжной гонке в итоге лишь тот, кто не просто талантлив и имеет что сказать: тому, что на плаву, необходима ещё и выдающаяся упёртость, вера в свои силы и свой талант, бескомпромиссная нацеленность на результат.
Хеллмюллер нередко демонстрирует эти качества и в обычных разговорах. В его интервью и высказываниях звучит один и тот же рефрен — жизнь штука сложная, основная выпавшая любому человеку доля — это постоянный вызов от окружающего мира, тяжесть и даже в каком-то смысле горе, и единственный способ жить и творить — это борьба. Звучит довольно пессимистично, однако именно в разумном пессимизме — ключ к пониманию того, что делает Франц. Его музыка, на первый взгляд своеобычно-европейская, глубже и насыщеннее, чем основная масса звучащего сегодня на европейских сценах. Его неброские на первый взгляд соло — результат долгого, вдумчивого, осмысленного поиска фраз и высказываний, его импровизационные взлёты — естественное и очень сильное в своём пафосе разрешение поставленных перед собой проблем. Хеллмюллер может быть откровенно лиричен, и это лирика сильного мужчины, готового нести ответственность за свои слова и поступки. Хеллмюллер может быть печален — и это печаль всё того же сильного мужчины, который знает, как её преодолеть. И Хеллмюллер может улыбаться — искренне, негромко, так, как улыбается сильный мужчина, не забывающий о том, что жизнь вовсе не одно сплошное удовольствие и игра.
Хеллмюллер — заметная фигура на европейской джазовой школе и, во всяком случае, человек первого эшелона среди гитаристов. Его обучение началось ещё в 1996-м году в Американской школе современной музыки (базирующейся в Париже), продолжилось в Высшей школе музыки швейцарского Люцерна и завершилось специальным курсом под предводительством американца Дэйва Либмана — одного из наиболее известных в мире джазовых педагогов. Впрочем, это образование лишь базовое, а впоследствии были опыты работы и с очень разнообразными по инструментарию и стилям преподавателями, среди которых, например, бэндлидер Мария Шнайдер, гитаристы Курт Розенвинкель и Джон Аберкромби, пианист Симон Набатов и так далее. Одно лишь изучение этого списка позволяет понять область интересов Хеллмюллера: это комплексный современный джаз, основанный на авторской композиции и далёкий от «диктатуры ритма»; над музыкой Франца придётся думать, но зато и послевкусие она оставит вполне оригинальное.
С той же скрупулёзностью, с которой выстраивается музыка, ведётся и работа над составом. В своё время в нём переиграли разные барабанщики и контрабасисты, и в какой-то момент швейцарский (по факту лидерства Франца) состав оказался даже на две трети итальянским. Выступления коллектива проходили в Швейцарии, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Франции, Черногории. Хеллмюллер неоднократно приезжал в Россию с очень разными составами и выходил порой на крайне экзотические сцены, а с более ранним составом собственного трио принял участие в передвижном фестивале «МузЭнергоТур» в 2014-м году и показывал свою музыку, например, в литературном музее Цветаевых в городе Александров Владимирской области, на многотысячном фестивале «Рок-Лайн» в Перми, в Тульской филармонии и в рамках празднования Дня Республики Чувашия в Чебоксарах. Что и говорить, опыт работы с российской аудиторией у этого музыканта просто запредельный.
В 2019-м Хеллмюллер показал в России программу нового диска «Magnolia» и, что особенно интересно, снимал фильм о своём путешествии, который в настоящее время готовится к показу.
Цитаты из прессы
- Термин «магия» надо употреблять с осторожностью, но в данном случае это оправдано, и больше того — слово «магия» первым приходит в голову, когда пробуешь описать это трио, от музыки которого перехватывает дыхание (Ulrich Steinmetzger)
- Эта музыка — результат потрясающего взаимодействия (Franz X. A. Zipperer)
- Трио становится группой, когда три музыканта звучат, как один (Wolf Kampmann)
Фото для полиграфии
Hellmüller Trio + «МузЭнерго»: прошлое
- 31 марта 2019, вс — Москва, клуб Алексея Козлова (Мансарда)
- 1 апреля 2019, пн — Воронеж, книжный клуб «Петровский»
- 2 апреля 2019, вт — Москва, ЕКЦ
- 3 апреля 2019, ср — Самара, Exponat (Black Box Expo)
- 4 апреля 2019, чт — Ижевск, «Грифон»
- 5 апреля 2019, пт — Екатеринбург, клуб «EverJazz»
- 6 апреля 2019, сб — Уфа, фестиваль «Розовая Пантера»
- 7 апреля 2019, вс — Уфа, фестиваль «Розовая Пантера»
- 9 апреля 2019, вт — Томск, «Аэлита»
- 10 апреля 2019, ср — Красноярск, Филармония
- 11 апреля 2019, чт — Железногорск (Красноярский край), Центр Досуга
- 12 апреля 2019, пт — Петербург, JFC
- 13 апреля 2019, сб — Калининград, «Маэстро»
- 14 апреля 2019, вс — Москва, клуб Игоря Бутмана
Параметры возможного тура
- 4 человека в делегации
- транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются компанией «Отдел культуры» (возможно уменьшение по гонорару при предоставлении жилья и питания принимающей стороной по результатам обсуждения)
- принимающая сторона обеспечивает технический райдер:
- ударные в стандартной комплектации (без тарелок), крайне предпочтительны «джазовые» типоразмеры (бочка 18″, рабочий 14″, напольный том 15″, навесной том 13″), 2 стойки под тарелки, стойка хай-хэта, педаль, стойка рабочего барабана, стул с регулируемой высотой, коврик; пластики должны быть однослойными (предпочтительно Remo Ambassador), внешний пластик бочки без вырезов.
- качественный гитарный ламповый комбо-усилитель (предпочтительно Fender Black Face, VOX AC30, Mesa Boogie)
- контрабас 3/4 со звукоснимателем
- качественный басовый комбо-усилитель (предпочтительно MarkBass)
- микрофон для конферанса на стойке
- три монитора, как минимум две мониторные линии
- соответствующую коммутацию и комплект озвучки (снятие гитары и баса с комбо-усилителей микрофонами, для ударных достаточно 2 оверхэда и микрофон для бочки)
- три нотных пюпитра
- 4-5 дополнительных микрофонных стоек для выполнения музыкантами записи
- портальный звук соответственно специфике площадки (обсуждаема работа без внешнего звукоусиления на небольших сценах)
- работает местный звукорежиссёр
- программа длительностью от 60 до 90 минут
- в рекламной кампании должны быть указаны логотипы поддерживающих тур организаций
- Агент: Юрий Льноградский, +7 (916) 511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com