Опубликовано

12.09.2019, Абакан, ГЦК «Победа». Terrane (США/Россия) и Альберт Кувезин (Тува)

Деннис Рэй (Dennis Rea), гитара
Дик Валентайн (Dick Valentine)
, саксофон, флейта

Дэниел Зангроуни (Daniel Zongrone), ударные, клавишные
Вадим Дикке, бас
специальный гость: Альберт Кувезин, гитара, вокал

Этот международный проект собран для исполнения в прог-роковом и авангардном ключе необычного материала — адаптированной традиционной музыки Центральной Азии и авторских пьес гитариста Денниса Рэя, обращающегося к тому же источнику. 

Рэй заканчивает сейчас запись альбома, на котором будут звучать голоса и инструменты самых неожиданных музыкантов (в частности, тувинца Альберта Кувезина, основателя легендарной Yat-Kha). Terrane — один из ключевых составов, который принимает участие в этом процессе; а сама программа получила остроумное название «Giant Steppes»,  обыгрывающее знаковую джазовую работу Джона Колтрейна «Giant Steps» и одновременно декларирующее свою «географическую» (или, правильнее, этническую?) специфику. Музыканты квартета (фактически выросшего из трио Time-Lapse, выступающего в Штатах без баса) обладают весьма солидным опытом исполнения прог-рока, современного джаза, свободной импровизации, электронной и экспериментальной музыки,- и всё это, разумеется, так или иначе находит отражение в звучании Terrane.

Лидер проекта Деннис Рэй на сцене более 40 лет. Ключевые группы с его участием (многие из них — им же и созданные) — Moraine, LAND, Savant, Earthstar. Рэй выступал с импровизаторами мирового уровня известности — французом композитором Гектором Зазу, голландским барабанщиком Ханом Беннинком, тромбонистом Стюартом Демпстером, «отцом китайского рока» Цуй Цзянем, основателем Hawkwind Ником Тёрнером; в списке есть и множество других больших имён — музыканты-участники таких коллективов, как King Crimson, R.E.M., Pearl Jam, Soundgarden, Santana, Ministry, Sun Ra Arkestra. Ранние годы Рэй провёл в Азии (где регулярно выступал в Китае и Тайване), и по итогам этого периода им написана книга «Live at the Forbidden City: Musical Encounters in China and Taiwan» (Blue Ear Books, 2015). Ему доводилось выходить на сцены в самых разных странах — Мексике, Германии, России. Один из ключевых подопечных знаменитого лейбла звукозаписи MoonJune Records, он принял участие в создании более 40 альбомов. Основные интересы Рэя — это изучение музыкальных традиций разных народов мира и приведение их в единый авангардно-импровизационный или прог-роковый контекст; до начала работы над «Giant Steppes» он отметился, например, прекрасным альбомом «Views From Chicheng Precipice», посвящённым китайской музыке.

Саксофонист и флейтист коллектива Дик Валентайн в разных контекстах обращается также к перкуссии, электронике и голосу. Музыкальное образование он получил под началом прославленного Джо Хендерсона, однако сразу же продемонстрировал потрясающий универсализм и всеядность: помимо современного джаза и внестилевой импровизационной музыки, он заявил о себе в коллективах, исполняющих гамелан (индонезийскую традиционную музыку), мексиканский фольклор, камерные произведения для хора и т.п. Его хорошо знают как «технолога», внедряющего в процесс создания музыки новые инженерные идеи, связанные с использованием электроники. Созданные им композиции исполняют камерные, струнные и духовые ансамбли, включая в том числе филармонический оркестр Сиэтла.

Любопытным образом увлечение электроникой роднит Валентайна с остальными участниками квартета. Так, барабанщик Дэн Зaнгроуни пришёл в электронную музыку из чисто инженерной отрасли; его совместный с Рэем проект Earthstar (созданный в конце 1970-х) оказался, возможно, единственным на тот момент американским составом, который активно работал в области немецкой электронной «космо-музыки» и конкурировал с корифеями жанра в период их расцвета. Зонгроун много пишет для кино, танцевальных трупп, специальных проектов (как следствие, он обладает рядом престижных наград и грантов (NEA, Public Art, Kindermusik и так далее). Как преподаватель он востребован на международном уровне — в частности, в данный момент является резидентом международной музыкальной школы Xi’an Bo-Ai в Китае.

Российский участник квартета Вадим Дикке — бас-гитарист, импровизатор и саунд-продюсер из Томска. Один из основателей пост-индустриальной формации «Секта Феникса», в дальнейшем участник множества проектов, стилистика которых охватывает пост-рок (Sine Seawave), электронику (PSVSV) и джаз-рок (Ángel Ontalva & No Grooves). В настоящее время является руководителем, контрабасистом и дирижёром томского Strangelet Ensemble, специализирующегося на свободной и управляемой коллективной импровизации.

Формирование Time-Lapse именно как международного состава стало возможным по результатам участия Дэнниса Рэя в международном передвижном фестивале «МузЭнергоТур», в рамках которого он посетил несколько сибирских регионов, в том числе Туву и Бурятию, и установил весьма многообещающие контакты с рядом российских музыкантов высшей лиги — в том числе с уже упомянутым Альбертом Кувезиным и группой «Намгар». А более плотное знакомство с Вадимом Дикке, участником того же фестиваля в составе Sine Seawave, уже через год привело к повторному приезду Рэя с прог-роковым проектом «Russian Moraine», в котором к Рэю и Дикке присоединились партнёры из США, Швейцарии и Нидерландов.