Опубликовано

Julie Campiche Quartet (Швейцария)

Лео Фумагали (Leo Fumagalli), саксофон
Жюли Кампиш (Julie Campiche), арфа
Ману Хагманн (Manu Hagmann), контрабас
Клеменс Куратле (Clemens Kuratle), ударные

Джазовый квартет, созданный и возглавляемый арфисткой и построенный на обязательном использовании электронных преобразований звука всеми четырьмя участниками. В принципе, этого описания уже достаточно для понимания полной уникальности коллектива.

Жюли Кампиш создала этот ансамбль в 2016-м, после восьмилетней работы в камерном ансамбле Orioxy, сделавшем блестящую карьеру на международном уровне. Отчасти именно из Orioxy ею была унаследована камерная хрупкость, отличающая звучание квартета. То, что в мире импровизационной музыки принято называть «электроакустикой», здесь имеет почти буквальный смысл, не искажённый знакомыми только посвящённым нюансами. «Акустика» очевидна — все четыре инструмента группы в состоянии давать полноценный звук без использования электричества. А «электро» используется прямолинейно и честно — каждый из инструментов снабжён своим собственным процессором, позволяющим музыкантам создавать сложные фактурные звуковые полотна самостоятельно. Импровизация квартета в результате происходит и в содержательном поле, и в чисто звуковом. Свободное следование велению момента на концертах порой уводит группу очень далеко от изначально исполняемой композиции с её чёткой гармонией и мелодической темой, и большую часть времени музыканты работают именно с окраской звука, переходя от вполне традиционного джазового звучания к почти «искусственному» саундскейпу и обратно.

Впрочем, саундскейп — что в прямом переводе читается как «звуковой ландшафт» — это всё-таки термин несколько неточный. Там, где корифеи жанра опирались на свои представления о красоте и гармонии, Жюли Кампиш в равной степени, по её собственным словам, опирается и на страхи своего поколения. Сложная электронная паутина звуков совсем не обязательно будет вызвана к жизни размышлениями о любви, красоте и добре: лидер квартета говорит о том, что её могут вдохновлять на высказывание и мысли о накапливающихся в мире радиоактивных отходах, о бессмысленном потоке бесполезных новостей от средства массовой информации, о потере человеческой личности в цифровом мире. Результат — совсем не та элегия, что характерна для саундскейпа, и совсем не то качественное развлекательство, к которому скатывается современный джаз: это отражение в музыке хрупкого баланса между добром и злом, борьбы, радостей и разочарований — словом, комплексность академической музыки в лучшем смысле слова. Неудивительно, что время от времени квартет работает совместно с камерными составами из мира классики — например, с «барочным» Capelle Jenensis.

Но Жюли вообще артист достаточно радикальный и разноплановый. К 2002 году она закончила обучение в Женевской консерватории по классу классической арфы, после чего вся её дальнейшая специализация запестрела словами «первая арфистка» (вернее, даже «первый арфист», без учёта пола): первая арфистка, принятая на джазовое отделение Лионской консерватории во Франции; первая арфистка, получившая степень бакалавра по направлению «Джаз» в Высшей музыкальной школе Лозанны; первая арфистка, принятая там же на магистерскую программу композиции. А среди тех, с кем ей уже довелось посотрудничать, артисты из самых разных стран, представляющие самые разные направления импровизационной музыки: датский контрабасист Яспер Хёйби, французский трубач Эрик Трюффа, швейцарский вокалист Андреас Шёрер и так далее.

Что же до квартета, то он уверенно набирает силу на международной арене. Уже в год основания его композиция «Onkalo» была отобрана для диска, презентующего швейцарскую джазовую сцену в качестве приложения к именитому британскому журналу «Jazzwise». В 2018-м квартет представил Швейцарию на легендарном фестивале «12 Points» в ирландском Дублине, а чуть позже выступил в Монтрё в рамках концерта номинантов на звание «Открытия года».

Отзывы прессы

  • … уникальный голос — как в самом звучащем через электронику инструменте, так и в исполнительском мастерстве. (Tony Benjamin, Jazzwise, Великобритания)
  •  … её чувство времени словно идёт из самого сердца. (Debra Richards, Swiss Vibes)
  • … обладательница неповторимого голоса, Кампиш прокладывает свою дорогу в музыке, и её развитие стоит того, чтобы за ним наблюдать. (Ian Patterson, All About Jazz)
  • … магия, работающая с первых же нот (Nicolas Hilali, The Chronicles of Hi-Ko)
  • … комбинация арфы Жюли Кампиш с саксофоном, басом и ударными — это выделяется из общего ряда; эта группа создаёт очень привлекательный и отличительный звук. (Tony Dudley-Evans, London Jazz News, Великобритания)
  • … этот диск — словно солнечный свет (Froggy’s Delight, Jérôme Gillet, ‘The Noise»)

Julie Campiche Quartet + «МузЭнерго»: будущее

  • 15-16 февраля — даты свободны
  • 17 февраля 2021 года — Красноярск, филармония
  • 17-28 февраля — даты свободны

Фото для полиграфии

 

Параметры предстоящего тура

  • 4 человека в делегации
  • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются компанией «Отдел культуры» (возможно уменьшение по гонорару при предоставлении жилья и питания принимающей стороной по результатам обсуждения)
  • Принимающая сторона обеспечивает техрайдер, включающий предоставление арфы (!)
  • работает местный звукорежиссёр
  • программа длительностью от 60 до 90 минут
  • в рекламной кампании должны быть указаны логотипы поддерживающих тур организаций
  • Юрий Льноградский, +7 (916) 511-37-41, iouri.lnogradski@gmail.com