Опубликовано

Пресса восьмого фестиваля

Федеральные анонсы

Караван идёт («Звуки.Ру», 26.02.2010)

Когда в 2007-м году в небольшом зале городской администрации наукограда Дубна проходили самые первые концерты фестиваля МузЭнерго, организаторы наверняка и не предполагали, что захотят проводить этот фестиваль трижды в год. Что в маленьком городе с населением 67 000 человек будут выступать музыканты с мировым именем. Что молодые таланты, которым априори открыта сцена МузЭнерго, после выступления на фестивале будут с руками отрывать московские промоутеры. Что записи концертов будут транслировать на 15-ти европейских радиостанциях, включая BBC и WDR. Что, наконец, через 2 с немногим года после проведения первого концерта состоится уже 8-й фестиваль и проходить он будет в восьми (!) городах страны.

С 9 по 21 марта артисты МузЭнерго выступят в Москве, Санкт-Петербурге, Дубне, Кимрах, Электростали, Воронеже, Твери и Калининграде. Имена выступающих, за редким исключением, абсолютно новы для российского слушателя: команда фестиваля настаивает на том, что их проект должен быть направлен на формирование современного музыкального вкуса: «Мы не раз доказали на практике, что альтернативное мышление, оригинальные идеи и критический взгляд на иные незыблемые истины позволяют добиваться интереснейших результатов. Мы не отвергаем опыт других известных проектов, но помним, что наш интерес к новым течениям в искусстве требует и новых технологий в организации.

 Мы ориентируемся на музыку, которая рождается в наши дни, а не только эксплуатирует наследие великих артистов прошлого. Наше внимание обращено на то, в чём ещё предстоит разобраться специалистам. Мы показываем людям тех, кто именно сегодня, здесь и сейчас меняет направление мировой культуры, предлагая, обозначая или закрепляя в сознании слушателя актуальные направления. «МузЭнерго» — это фестиваль, который растёт вместе с активной аудиторией, способной отличать хорошее от плохого и не желающей стоять на месте. Это общение с исполнителями, чья музыка уже в наши дни становится классикой мирового искусства. Это не просто международный фестиваль, а своего рода мастер-класс, краткая энциклопедия актуальных течений.»

[Далее публикуется полная программа фестиваля]

Дед Звукарь

 


5 событий («Ведомости», № 9 (192) от 12.03.2010)

Музыка

На фестивале импровизационной музыки «МузЭнерго» выступят музыканты из Франции, Турции, Италии, Германии, а также отечественные группы, исполняющие джаз, блюз, фьюжн, рок и этномузыку.

10-21 марта, Дубна, подробное расписание на www.muzenergo.ru

Анимация

Подборку документальной анимации покажут в программе «Новая пьеса» на «Золотой маске». Среди прочего будет показана картина «Рабы», где реальное интервью, взятое у двух побывавших в рабстве суданских мальчиков, вложено в уста рисованных персонажей.

14 марта, Центр им. Мейерхольда

Фото

Андрей Миронов: расставание не для нас…«- так называется выставка, посвященная жизни и творчеству актера. На ней можно посмотреть фотографии из семейного архива Ларисы Голубкиной, фондов Театрального музея имени Бахрушина, а также работы Кирилла Виноградова и Игоря Гневашева.

18 марта — 15 апреля, Театральная галерея на Малой Ордынке

Архитектура

ВМУАРе проходит экспозиция, посвященная ленинградской архитектуре 1920-1930-х годов. Выставка основана на принципе разделения города на районы — каждый из них обладает характерным набором зданий: жилой массив, школа, дом культуры, больница, баня. Несмотря на авангардный аскетизм и строгую функциональность этих построек, в них видна зависимость от классического стиля.

До 25 марта, Музей архитектуры, www.muar.ru

Юбилей

На выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-летию издания книги «Происхождение видов», собраны работы художников, выбравших темой эволюционную теорию. Пародия на нее — тоже в центре внимания, есть, например, карикатура по мотивам «Репки», где в виде репки голова Дарвина.

До 18 апреля, Музей Дарвина

Анонсы (Тверь и Кимры)

«МузЭнерго» в Кимрах

(«Кимры Сегодня», 25.02.2010)

8-й международный фестиваль честной музыки

Фестиваль «МузЭнерго» впервые пришёл в Кимры в ноябре 2009 года и всего лишь через три с небольшим месяца возвращается – с новой музыкой и новыми именами.

10 марта, среда. МЦКиД «Современник», 19:00

«Radio Trio» (Муром)
Неожиданно самобытный для российской провинции авторский проект с музыкой на грани качественной зарубежной эстрады и латиноамериканского джаза. Лёгкий, но содержательный материал, отточенный мелодизм, качество исполнения, зажигательный ритм и изощрённые гармонии: музыка, одинаково интересная и молодёжи, и старшему поколению.

Fan© (Самара)
Трио виолончелей – один из самых нестандартных ансамблевых форматов в истории фестиваля. Абсолютно новый и свежий взгляд на классическую музыку со стороны исполнителей, которым одинаково близки авангард, трип-хоп и академический минимализм. Нестандартные приёмы звукоизвлечения, почти хоровое многоголосие струнных инструментов и потрясающее личное обаяние музыкантов.

Boris Savoldelli (Италия)
Уникальный «человек-оркестр», круто и виртуозно замешивающий возможности как собственного выдающегося голоса, так и современной электроники. Вокалист, работающий на сцене соло: как это возможно? Возможно, если это – Саволделли: в реальном времени создаются и накладываются партии всех необходимых инструментов, и перед слушателями разворачиваются настоящие аудиошедевры: музыканту одинаково подвластны джазовые стандарты, оперные арии и хиты рок-музыки.

16 марта, вторник. МЦКиД «Современник», 19:00

SashaBit (Воронеж)
Импровизирующий барабанщик соло – идея, которую вряд ли можно оценить в теории. То, что давно делают с электронной музыкой диджеи в ночных клубах, этот барабанщик делает на обычной сцене. Легендарные исполнения джазовых стандартов от королей жанра (Эллы Фитцджеральд, Луи Армстронга и так далее) получают новое прочтение, новую ритмику и… партию современных ударных.

InSearch (Литва)
Знаменитая литовская новоджазовая школа – это соединение лучших новаций в области рока, джаза и сценического перформанса с глубоко индивидуальным мышлением. Молодой коллектив одинаково нестандартно работает и с классическим джазовым репертуаром, и с собственными пьесами, «раскачивая» своё выступление от чопорной стилистики филармонического зала до типичной атмосферы рок-клуба.

Dario Elia (Италия)
Звуковые ландшафты, амбиент, электроника, аудиоинсталляция – все эти термины применимы к итальянскому клавишнику в полной мере. Звуковой мир Дарио Элиа – не мелодия и не ритм, а богатые, неторопливо переливающиеся текстуры, в которых каждый увидит своё содержание. На концерте в Кимрах итальянец собирается импровизировать на основе картин знаменитого художника из Белого Городка – Владимира Маслова.

Дмитрий Ступин


9 марта в Твери стартует 8-й международный фестиваль «МузЭнерго»

(«Афанасий. Биржа», Тверь, 05.03.2010)

9 марта с концерта в Доме архитектора Жоголева начнет свое шествие по городам России 8-й международный фестиваль «МузЭнерго». В этот день на тверской сцене выступит итальянский джазовый вокалист Борис Саволделли.

Участник фестиваля веселый и обаятельный вокалист Борис Саволделли обладает уникальным голосом, и на сцене — это настоящий человек-оркестр. Ему совсем ни к чему музыкальное сопровождение — Борис поет акапелла и при этом все партии инструментов (ударных, трубы, бас-гитары, а иногда скрипки или виолончели) напевает для себя сам. В этом ему помогает специальная записывающая аппаратура. Сначала Борис исполняет партию ударных, а аппаратура записывает. Запись звучит, повторяясь, и создает ритм. А певец тут же «добавляет» к нему плавные звуки бас-гитары. Под «собственноголосую» музыку Саволделли начинает исполнять тексты — первым голосом, вторым, переходит в разные тональности. Каждая напетая им партия снова записывается — и в итоге получается звучание, по меньшей мере, мужского квартета с полноценным музыкальным сопровождением. Саволделли начинает с простого и понятного и легко уводит слушателя за собой в глубины тотальной импровизации, при необходимости вновь возвращаясь к почти эстрадной манере. В 2007 году Саволделли выпустил сольную работу «Insanology», которая была названа несколькими авторитетными изданиями одним из главных вокальных событий года, а самого Саволделли возвела в рейтинге вокалистов-мужчин, чьи работы вышли в том же году, на третье место после Тони Беннетта и Эла Джарро.

Первый концерты «МузЭнерго» проходили в 2007 году в небольшом зале городской администрации Дубна. В дальнейшем фестиваль приобрел статус международного и стал проходить трижды в год. Записи концертов «МузЭнерго» транслировались на 15-ти европейских радиостанциях, включая BBC и Deutsche Welle.

Восьмой по счету фестиваль будет проходить до 21 марта и помимо Твери посетит города Кимры, Москву, Санкт-Петербург, Электросталь, Дубну, Воронеж и Калининград. На «МузЭнерго» выступят 16 певцов и групп, играющих в разных стилях: джаз, блюз, фьюжн, этно и рок. География участников фестиваля очень обширна: Россия, США, Ирландия, Великобритания, Украина, Франция, Италия, Германия, Польша и др.

Екатерина Нечаева


В Твери выступит человек-оркестр

(«Караван + Я», Тверь, 09.03.2010)

9 марта начинается 8-й международный фестиваль «МузЭнерго». Тверской Дом архитектора Жоголева – первая его точка, которая даст старт его шествию по городам России. В этот день на тверской сцене выступит итальянский джазовый вокалист Борис Саволделли.

Борис Саволделли обладает уникальным голосом, это настоящий человек-оркестр. Он поет акапелльно, при этом все партии инструментов (ударных, трубы, бас-гитары, а иногда скрипки или виолончели) напевает для себя сам. В этом ему помогает специальная записывающая аппаратура. Сначала Борис исполняет партию ударных, а аппаратура записывает. Запись звучит, повторяясь, и создает ритм. А певец тут же «добавляет» к нему плавные звуки бас-гитары. Затем Саволделли начинает исполнять тексты — первым голосом, вторым переходит в разные тональности. Каждая напетая им партия снова записывается — и в итоге получается звучание, по меньшей мере, мужского квартета с полноценным музыкальным сопровождением.

В 2007 году Саволделли выпустил сольную работу «Insanology», которая была названа несколькими авторитетными изданиями одним из главных вокальных событий года, а самого Саволделли возвела в рейтинге вокалистов-мужчин, чьи работы вышли в том же году, на третье место после Тони Беннетта и Эла Джарро.

Восьмой по счету фестиваль будет проходить до 21 марта и помимо Твери посетит города Кимры, Москву, Санкт-Петербург, Электросталь, Дубну, Воронеж и Калининград. На «МузЭнерго» выступят 16 певцов и групп, играющих в разных стилях: джаз, блюз, фьюжн, этно и рок. География участников фестиваля очень обширна: Россия, США, Ирландия, Великобритания, Украина, Франция, Италия, Германия, Польша и др.

Анонсы (Воронеж)

В Воронеже пройдет второй фестиваль «МузЭнерго»
(«Комсомольская правда» (Воронеж), 21.02.2010)

Музыкальный авангард меломаны услышат в середине марта

С 10 марта по городам России стартует фестиваль «МузЭнерго». В столице Черноземья этот форум музыкального авангарда пройдет во второй раз. Воронежские меломаны услышат уникального итальянского вокалиста Бориса Саволделли, одинаково талантливо преподносящего и поп-музыку, и «джазовый панк», а также легендарного российского этно-вокалиста Сергея Старостина, сумевшего вывести народную песню на клубную и авангардно-джазовую сцены.

Кроме этих звезд в фестивале принимают участие литовский квартет «InSearch», играющий nu jazz, фьюжн, альтернативные жанры, рок и drum’n’bass, а также российский квартет «Happy55» — Александр Битюцких, Ярослав Борисов, Геннадий Чухлов и Марк Гайдар сыграют современную, необычную ритмически и гармонически музыку.

Концерт фестиваля «Музэнерго» пройдет 14 марта в Доме актера.

Татьяна Подъяблонская


 

В Воронеж приедет фестиваль импровизационной музыки

(Воронежский городской портал, 18.02.2010)

Второй год подряд в Воронеже пройдёт авангардный музыкальный фестиваль «МузЭнерго». «Хедлайнеры» концерта – итальянский вокалист Борис Саволделли и легендарный Сергей Старостин.

С 10 по 21 марта фестиваль «Музэнерго» проедет по 8 городам России, включая Воронеж. Фестиваль, которые позицианирует себя как один из самых демократичный проектов в российской культурной действительности, ориентируется на музыкальный авангард, на тех исполнителей, которые создают принципиально новое в культурном пространстве мира.
История фестиваля пока не так долга, как например Джазовой провинции, и насчитывает только три года. В 2007 году «МузЭнерго» «родился» в Дубне при непосредственном участи редакции журнала «Джаз.ру» и творческой группы «Арт-Холл». Фестиваль достаточно быстро перерос рамки одного городка, и всего за несколько лет пошел в регионы и стал по-настоящему международным.

В Воронеже любители джаза услышат уникального итальянского вокалиста Бориса Саволделли, поражающего своей творческой разноплановостью. В дискографии Саволделли – работы в стилистике от лёгкой околоджазовой поп-музыки до шумовой импровизации и «джазового панка».

«МузЭнерго» привёзет в Воронеж и легендарного российского этно-вокалиста Сергея Старостина. Исполнителя на народных духовых инструментах (рожки, обертоновые флейты и другие), перкуссиониста. Старостин в свое время сумог вывести народную песню на те сцены, где фольклор и не бывал – а именно на клубную и авангардно-джазовую.

Воронежским меломанам предстваят молодой литовский кварте, который организаторы характеризуют так: «InSearch» — это энтузиазм и свобода экспериментирования с самыми разнообразными идеями и направлениями, включая nu jazz, фьюжн, альтернативные жанры, рок и drum’n’bass».

Также в родном городе выступит один из самых интересных молодых коллективов России – квартет Happy55. Александр Битюцких, Ярослав Борисов, Геннадий Чухлов и Марк Гайдар играют современную, умную, необычную ритмически и гармонически музыку, в которой найдёт своё и ценитель джазовой традиции, и завсегдатай ночного клуба.

Концерт состоится в Доме актера 14 марта. Пропустить нельзя!

Мария Мухина


«Пациент, скорее, жив…»

(«Коммуна», Воронеж,  № 33 (25464), 10.03.2010)

Фольклор, нью-джаз и прочую честную музыку воронежцы смогут услышать и увидеть

В Воронежском Доме актера 14 марта пройдет Международный фестиваль импровизационной музыки «МузЭнерго». Это редкое для российских реалий мероприятие, позволяющее во всей красе оценить многообразие и уровень современной импровизационной музыки.

И действительно, прошлогодний фестиваль (первый в Воронеже, но шестой от рождения) подтвердил: в наше время есть ну очень много интересной, живой и НАСТОЯЩЕЙ музыки. И найти ее, услышать — вовсе не трудно. Было бы желание. А оно у организаторов как раз и есть. И это важно. Организатором фестиваля несколько лет назад выступил журнал «Джаз.Ру» — единственное издание на русском языке, в равной степени сочетающее функции издания музыковедческого и информационного — эдакий культпросвет по части джаза.

Инициативу «МузЭнерго» мгновенно подхватили в десятках городов, превратив его тем самым в фестиваль передвижной, потеснив в какой-то степени монополию «Джазовой провинции», — всего лишь в какой-то степени, ибо программы этих двух фестивалей сравнивать просто невозможно, а современной хорошей музыки хватит на всех.

Участником воронежского фестиваля «МузЭнерго» станет уникальный итальянский вокалист Борис Саволделли, творческая разноплановость и виртуозность которого поражает. Саволделли любит и умеет выступать соло, однако его работа отличается от работы современного джазового развлекателя. Живые выступления итальянского вокалиста демонстрируют все стороны его творческой личности. Как правило, он начинает с простого и понятного, от легких и приятных «околоджазовых» тем и легко уводит слушателя за собой в глубины тотальной импровизации.

Молодой литовский коллектив «InSearch» — это энтузиазм и свобода экспериментирования с самыми разнообразными идеями и направлениями. Литовская джазовая школа, имеющая свой легко отличимый почерк — не самый простой фундамент для творческих поисков, однако молодым музыкантам удалось найти свой путь. Уже само название(«вПоиске») свидетельствует о том, что ограничиваться привычными методами квартет не собирается.

Творчество удивительного вокалиста Сергея Старостина достойно отдельной публикации, если не книги. Его, без преувеличения, можно считать человеком легендарным. Этнический вокалист, фантастически талантливый. Исполнитель на народных духовых инструментах (рожки, обертоновые флейты и другие), перкуссионист. Исследователь и изыскатель фольклора, автор и режиссер теле- и радиопрограмм.

«Мы неслыханно богаты и в то же время довольствуемся в своей повседневной жизни какими-то жалкими и убогими отбросами, выдаваемыми за модную современность. Поймите меня правильно, я вовсе не за то, чтобы фольклор вытеснил из радио и телеэфира примитивную попсу, — это вряд ли возможно, да и не нужно… Я только за то, чтобы всему было отведено свое время и место — и джазу, и року, и академической музыке, и фольклору» – сказал однажды Сергей Старостин в одном из своих интервью.

Он часто и охотно вспоминает, как, будучи студентом Московской консерватории, увлекся фольклором. Стоило однажды поехать в фольклорную экспедицию… «Я однажды заслушался пением фактически неграмотной бабушки — она обладала потрясающей способностью не просто петь, а, как сказали потом «теоретики», создавать гениальный «музыкальный образ песни». Я был сразу этим «ушиблен». Прошло время, я осваивал кларнет, учился, но душой был уже там…» Это были 70-е годы. И дальше: «С каждым годом я все больше проникался ощущением невероятного богатства русского фольклора и, одновременно, досады, оттого что этого никто не слышит. На словах все были вроде «за»: ах, русская песня, ах, корни, истоки, традиции, — а под народной песней положено было понимать Людмилу Зыкину, балалаечников да хор имени Пятницкого с валютным ансамблем «Березка».

Пришло время, когда Сергей Старостин сумел сделать невозможное — вывести народную песню на те сцены, где фольклор и не бывал, а именно — на клубную и авангардно-джазовую. Он удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным. Как он сказал однажды, «рисоваться под пастушка или под мужичка не вижу никакого смысла — все равно ведь не поверят…»

Отвечая на вопрос о том, возможно ли возрождение русской песенной традиции, музыкант говорит: «В массовом масштабе — нет. Слишком много времени упущено, слишком много носителей ушло из жизни, слишком много артефактов утеряно. Но я знаю и то, сколько всего сохранено, я вижу, с каким любопытством новая, молодая аудитория воспринимает, казалось бы, навсегда утраченную культуру. И мой оптимизм питается диагнозом сказочного доктора: «Пациент, скорее, жив, чем мертв».

Татьяна Юрина

«АиФ» (Черноземье), № 11 (769) от 17 марта 2010 г.

Когда не нужны слова

Литовский коллектив «InSearch» продолжает поиск себя.

Представьте себе эдакий винегрет: нашинкованный джаз, щепотка электроники, соус из классики, нотка фольклора, перчинка рока, а заправлено всё это достойным вокалом. Формирование отменного музыкального вкуса гарантировано. Добро пожаловать на международный фестиваль «МузЭнерго»!

Вечером 14 марта, забыв о городской суете, работе, политике (день выборов, всё-таки), жители Воронежа устремились отдохнуть. В небольшом, но уютном зале в Доме актёра собрались любители и ценители хорошей музыки. Именно здесь состоялся фестиваль «МузЭнерго» — «сборная солянка» самой разноплановой музыки.

Встречай гостей!

«МузЭнерго» — фестиваль молодой. Наверное, под стать ему и публика в большинстве своём собралась молодёжная. Видно, что юные воронежцы охотно приобщаются к музыкальному искусству, вот и пришли насладиться «честной» музыкой — а именно так позиционирует себя фестиваль.

И хотя основное место в программе всего фестиваля заслуженно было отдано джазу, всё же на концерте можно было услышать не только его. На воронежской сцене выступили четыре коллектива из России, Литвы и Италии.

— Наша группа впервые принимает участие в «МузЭнерго», — рассказывает саксофонист литовского ансамбля «InSearch» Ноюс ЮРКУС. — В хорошем смысле поразила организация: всё конкретно и вовремя. Видно, что организаторы очень заботятся о музыкантах. Музыка, которую мы играем, отличается тем, что она разная: и джаз, и рок, и электроника… Мы не хотим идти по одной дороге, поэтому и группа называется «InSearch», что переводится как «В поиске». Мы ищем себя и наслаждаемся поиском.

Пока молодёжь ищет себя, старшее поколение в стиле исполнения уже давно определилось. Так, музыкант Сергей СТАРОСТИН из Москвы, также принявший участие в концерте, предпочитает русский фольклор. Его музыка поистине необычна для уха современного человека. Сергей считает, что «МузЭнерго» даёт хорошую возможность молодым исполнителям проявить себя, ведь за ними — будущее. (Интервью с фольклористом Сергеем Старостиным читайте в ближайших номерах «АиФ-Черноземье»).

Наши зажгли

Воронежу тоже есть что показать. Это доказали ребята из коллектива «Happy55», которые уже не раз становились героями фестиваля в других городах. Свободная ансамблевая импровизация и эйсид-джаз — такое необычное направление избрали музыканты. Воронежцев публика поддерживала особенно тепло: всё-таки земляки.

— Я бы ни за что не пропустила выступление «Happy55», — признаётся зрительница Мария. — Да и вообще на фестивале есть что послушать: открываются разные грани музыкального искусства. И джаз, и фольклор, и рок — это здорово!

И действительно, кто бы ни появлялся на сцене, овации не смолкали в течение всего концерта. Ведь каждый исполнитель удивлял чем-то своим, особенным. Последним на сцене появился итальянский вокалист Борис САВОЛДЕЛЛИ. Он учился у уникального джазового мастера Марка Мёрфи, но всё же его пение выходит за рамки традиционного джаза.

— «МузЭнерго» — первый фестиваль, который пригласил меня в Россию, — говорит Борис. — Это удивительный фестиваль, прежде всего потому, что он проходит чаще, чем один раз в год. Другая причина, почему я люблю «МузЭнерго», — это не просто джазовое мероприятие, а совершенно свободный фестиваль музыки. Здесь можно услышать всё: от рока до попа. Каждый раз, когда я приезжаю и играю здесь, встречаю много разных интересных музыкантов, и это отличная возможность услышать новую музыку.

Побывав на фестивале, понимаешь, что мир звуков ещё богаче, чем тебе представлялось ранее. Возникает ощущение, что ты соприкоснулся с чем-то большим, важным и очень красивым. И это что-то — не что иное, как музыка. Просто здесь она предстаёт перед слушателями в своём новом необычном амплуа.

Для справки: история фестиваля

Идея «МузЭнерго» возникла весной 2007 года на одном из джазовых концертов в Дубне. Первый «МузЭнерго» прошёл на сцене Зала мэрии в два дня  — 15 и 16 сентября 2007 года. Перед жителями Дубны выступили девять коллективов из семи городов, показав широкий спектр современной импровизационной музыки — от джаза до блюза, от фанка до авангарда, от этники до джаз-рока. И вот «МузЭнерго» проходит уже в восьмой раз. Общее число выступивших на фестивале музыкантов — около 350 человек. География участников обширна: 18 иностранных государств, в том числе Азербайджан, Бразилия, Великобритания, Германия, Италия, Казахстан, Канада, Польша, США, Франция, Чехия и многие другие; 20 городов России: Архангельск, Воронеж, Дубна, Екатеринбург, Казань, Москва, Петербург, Петрозаводск и т. д. В этом году фестиваль проходит с 9 по 21 марта в разных городах России.

Ребята из воронежской группы «Happy55» не раз становились героями фестиваля.

Елена Котенёва

«АиФ» (Черноземье), № 12 (770) от 24.03.2010

«Я не чувствую себя изгоем»

«Не страдайте, девки, дюже: придёт Пасха — дадут мужа!»

После этих строчек зрительницы фестиваля «МузЭнерго» заметно оживились. Ещё бы, ведь ждать осталось недолго. Судя по успеху, который имел исполнитель этих нехитрых песен, фольклорная музыка в России актуальна до сих пор. И прямое доказательство этому — громкие аплодисменты, долго не смолкающие овации и живая реакция зала на строчки из песен.

Мастеров популярного исполнения русских народных песен в наши дни совсем немного. Это самые настоящие самородки, носители традиций. Знакомьтесь: музыкант, фольклорист, вокалист и просто интересный человек Сергей Старостин.

С головой — в прошлое

— Сергей Николаевич, почему вы выбрали для исполнения именно фольклорную музыку?

— Этому много причин. Мои предки вышли из деревни и, видимо, сохранили в себе привязанность к традиционной культуре, укладу. И даже став городскими жителями, они не смогли окончательно от них избавиться. Это передалось и мне, поэтому я совмещаю в себе знание корней и высокой классической музыки. Я считаю, что это очень важно и для современного музыканта. Образование должно базироваться на двух китах: классическом и фольклорном.

— Не чувствуете себя особенным на фоне других исполнителей?

— Я уже 25 лет занимаюсь фольклорной музыкой. Для наших предков это направление было совершенно обычным. Я привык быть в этом состоянии. Мне кажется, что те музыканты, с которыми я встречаюсь на различных фестивалях, не смотрят на меня как на белую ворону и принимают это направление как один из музыкальных стилей, достойных внимания. Я не чувствую себя изгоем в этой среде.

— А в чём «изюминка» фольклорной музыки, на ваш взгляд?

— Часто возникает вопрос, чего больше в традиционной музыке: выученного или же импровизационного? И ответить на этот вопрос сложно, поскольку традиционная музыка очень живая и зависит от сиюминутной ситуации, от моментов, от их сочетания. Она следует канонам, завещанным предками, но при этом она открыта, свободна, импровизационна. В ней сочетается всё, поскольку в ней есть космос.

— На каких инструментах вы играете?

— Сегодня играл на гуслях, рожке, дудке… Эти инструменты пробуждают во мне какую-то генетическую память. С гуслями, например, прекрасно медитировать мужчинам, которые способны держать рубанок в руках. И дома пребывать в состоянии абсолютной гармонии, и вовлекать в эту гармонию своих близких. Рожок был призван собирать по утрам коров, будить хозяек, помогать справлять пастушью работу. Корова — животное увлекающееся, и к тому же имеет хороший слух — своего пастуха от чужого отличала по тону рожка. А вот игра на дудке основана на методе качания. Уж не знаю, с чем это связано: с колыбелью или с любовью русских к качелям.

Жизнь в творчестве

— В фестивале «МузЭнерго» вы участвуете впервые? Чем этот фестиваль отличается от других?

— Это мой второй фестиваль, я не могу пока говорить о каких-то серьёзных отличиях. Здесь представлено много молодых креативных проектов, за которыми, на мой взгляд, музыкальное будущее. Это то, на чём в ближайшие десятилетия будет базироваться импровизационная музыка. Подобные фестивали привносят в музыкальную жизнь Воронежа новые краски, незнакомые доселе. Тем более, что приходит это сюда не в виде дисков и какой-то случайной информации, а в виде живых музыкантов.

— Вы часто путешествуете по городам России?

— В последнее время — да, это связано с фестивалями и программой «Странствия музыканта», которую я делаю. Эта программа посвящена тому, как странствующий музыкант сталкивается с разными проявлениями культуры, музыки, творчества, ремёсел и так далее. Мы выбираем определённый регион, приезжаем туда и делаем культурологический срез этой территории: что на данный момент там актуально с точки зрения музыки, что интересно исторически, какие есть яркие персоналии…

— А Воронеж попадёт в список таких регионов?

— Как раз в сегодняшний приезд мы вели переговоры на этот счёт. Очень хотим приехать в Воронеж, ведь эта земля напоена традиционными песнями, настоящая музыкальная житница.

— Как планируете развиваться в творческом плане?

— Я не могу шагать семимильными шагами или резко менять концепцию. У меня и характер не такой, поскольку я всё-таки приверженец традиционной музыки. Поэтому эволюционно развиваю какие-то вещи в себе и пытаюсь расширить свой репертуар за счёт сочинения собственных и вновь обретённых фольклорных вещей. Многие люди, которым я показываю свои записи, поражаются языку, который остаётся актуальным и на сегодняшний день.

Елена Котенёва

«Коммуна» (Воронеж), № 42 (25473), 25.03.10

Фестиваль. Энергия честной музыки

«Организаторы фестиваля выражают благодарность гражданину Бельгии, господину Жобару, гражданину Англии, господину Деларю, гражданину Германии Генриху Гёбелю, а также нашему соотечественнику господину Александру Николаевичу Ладыгину. Также мы хотели бы поблагодарить Георга Симона Ома, гражданина Германии, и гражданина США Томаса Эдисона — за изобретение электрической лампы. Вас приветствует музыкальный аналог лампочки Ильича — фестиваль «Музэнерго».

Так начался международный фестиваль «Музэнерго» — второй в городе Воронеже и восьмой от рождения. Для тех, кто еще не знает: это единственный отечественный фестиваль, ориентированный на музыку — а) современную, б) интересную, в) высокопрофессиональную.

Затеяли его три года назад, и он был моментально подхвачен в десятках городов и стал передвижным. Воронеж не миновала чаша сия — и слава богу. Первый местный опыт год назад показал: в мире полным-полно оригинальных музыкантов, композиторов и музыкальных идей, которые не стыдно слушать. Было бы желание. Фестиваль не зациклен на стилях и направлениях и живет под девизом «Только честная музыка!».

Скажем, воронежский проект «Happy55» давно считается своего рода «константой» и «музыкальным достоянием». Слышали — знаем их как талантливых и молодых людей, сочиняющих абсолютно ни на что не похожую музыку: где-то между эйсид-джазом, академическим авангардом и музыкой для театра. Но это — для знатоков. А простым смертным просто здорово было услышать «счастливую» музыку — загадочную, умную, нескучную и немного театральную. С чем нас, воронежцев, лишний раз и поздравляю, ибо иметь такого уровня группу в культурном багаже отдельно взятого города — очень хорошо.

Событием стал и литовский квартет «In Searh». Совсем юные ребята, студенты вильнюсской консерватории, неплохо себя показали на литовских джазовых фестивалях, но теперь пришло время повторить успех в России. Зрители, в привычки которых входит посещать «Джазовую провинцию» (таких на «Музэнерго» было немало), знают, что литовский джаз — явление настолько самобытное, что вполне может противостоять всем натискам «джазовой глобализации».

Парень в профессорских очочках и с взъерошенными волосами, итальянец Борис Саволделли, был одной из «звезд» фестиваля, если уместно говорить о «звездности» на столь неформатном мероприятии. Вообще, несколько главных лиц на фестивале не бывает, но «Музэнерго» и тут стал исключением. Борис, однажды появившись в России в 2009 году, стал любимцем публики, и в этот приезд ему приходится совершать длительный тур. Он и сейчас в пути, чему весьма рад, ибо с нашей публикой у него сложилось завидная любовь.

Бориса моментально нарекли «итальянским Бобби Макферрином», и доля правды в этом есть. Его выступление — это роскошное многоголосье в единственном числе. Он поет а’ капелла, но, используя электронику, прямо на месте творит «оркестр». Добавим, что музыка его умна, чуть иронична, итальянской энергии действительно хватит на целый оркестр — вот тебе и секрет взаимной любви с публикой. И через пять минут зал уже пел вместе с Борисом, презрев все законы вокального искусства.

И наконец, этнического вокалиста Сергея Старостина в Воронеже заждались… Это легендарный человек: исследователь фольклора, певец и композитор, делающий для сохранения народных песен столь много, как никто другой. Он дает русскому фольклору вторую жизнь. И делает это иногда в самых немыслимых составах: с авангардно-джазовыми музыкантами, в электронных проектах или в союзе с этномузыкантами других стран.

Вот на сцене Дед, с седой бородой и ярко-голубыми молодыми глазами. Волшебным образом появляются гусли, жалейки, калюка. Немного о фольклорных экспедициях — и полились негромкие, распевные песни… Будь ты хоть десять раз городским человеком, невозможно сопротивляться той чистоте и нежности, которая есть в этих песнях. Честно, я не одна такая была, у кого слезы наворачивались под «Колыбельную». «Я становлюсь ребенком, — сказал Старостин потом, — и за это ценю возможность выступлений. Я думаю, и старики в деревнях, которые поют их, испытывают то же самое…»

Вот такая она, честная музыка. Уже после фестиваля воронежские организаторы (тоже авантюристы в лучшем смысле слова) сказали: «Этот фестиваль и есть своего рода лампочка Ильича для России. Так сказать, освещает музыкальное мировое пространство и дает возможность увидеть новое. Именно поэтому у него есть шанс стать одним из самых крупных и полезных в культурном отношении фестивалей».

Да будет свет и энергия честной музыки!

Татьяна Юрина