Опубликовано

Jellici/Baldes’ Soundfields (Швейцария)

Zuerich ZH, 30.10.2016, Jellici/Baldes, Soundfields im Moods.
Foto: Moritz Hager

Йоханна Джелличи (Johanna Jellici), вокал, электроника
Йохен Балдес (Jochen Baldes), саксофон
Франц Хеллмюллер (Franz Hellmüller), гитара
Андре Бюжер (André Buser), бас-гитара
Тобиас Хунцикер (Tobias Hunziker), ударные

Симбиоз творческих идей сразу двух руководителей — явление в современном джазе не самое распространённое. Саксофонист Йохен Балдес пишет для группы музыку, вокалистка Йоханна Джелличи — тексты. Однако на самом деле всё много сложнее и интереснее, и недаром коллектив называется Soundfields — «звуковые поля». Именно поля, а не абстрактные «ландшафты».

Во что превратился джаз в XXI веке? В прикладное коммерческое искусство, перемалывающее в очередной раз хрестоматийные американские мелодии эпоха расцвета жанра; в бесконечное соревнование между музыкантами высочайшей теоретической и практической подготовки, высушившими свою музыку в погоне за совершенством; в уход к тотальной импровизации, отторгающей огромную часть ценителей джаза в классическом смысле. В противовес этим тенденциям, делающим джазовый концерт всё менее и менее интересным событием, швейцарский квартет Soundfields нашёл свой собственный — и в чём-то неожиданно простой и очевидный путь.

Язык и метод Soundfields — это естественный для музыкантов сплав акустики и «честной», нехитрой электрики, возврат к звучанию и балансу семидесятых годов прошлого века, когда в джаз одновременно пришли и звуковые новации, и стилистические влияния самых разных сторонних жанров. Недаром критики всё чаще вспоминают о легендарном ансамбле Чика Кориа Return To Forever, пытаясь как-то классифицировать творчество швейцарцев. Кто-то скажет, что аналогии с уже существовавшим ансамблем мировой известности — это никак не аргумент в пользу коллектива; однако надо учитывать, что охарактеризовать собственно самих Return To Forever попросту невозможно. Тот синтез жанров, влияний, звучаний и настроений, который гениально удалось провести Кориа, остаётся актуальной темой для разработки сегодня и будет актуальной темой через десятилетия — именно потому, что относительная несложность и в чём-то даже старомодность звука не позволит замаскировать отсутствие собственной личности. Тот, кто рискует исполнять такую музыку, должен быть не просто искренен и талантлив. Он должен быть по-настоящему самобытен, но что ещё важнее — он должен быть пронзительно честен с собой и слушателем, в его музыке не должно быть ни единой показной ноты, ни единого сомнения в уместности и действительности своих чувств.

Soundfields всё это умеют и могут. Тексты Йоханны Джелличи — светлые, умные, лёгкие — это прекрасный катализатор для рождения музыки Йохана Балдеса, в которой поистине неподражаемо глубоко осознаваемое им, мужчиной, право на лирику. Вокруг лидеров собран прекрасный ансамбль, способный к осмысленной импровизации далеко за пределами прямолинейного обыгрывания гармонии. Каждый из участников группы в состоянии отправляться в своё собственное путешествие по этим «музыкальным полям», не теряя товарищей из виду и в конце вновь присоединяясь к ним; звучание и параллельная импровизация музыкантов, заплетённая в сложную гармоническую «косичку», отличительно характерна и заставляет переключать на коллектив всё внимание. Как и любую настоящую красоту, красоту этой музыки можно в полной мере оценить лишь при отсутствии внешних возмущений, при полном погружении в неё — и тем лучше, что это погружение происходит естественно.

Это в полной мере новый джаз XXI века: тот, что существует в агрессивном информационном окружении, тот, что вряд ли когда-то возвысится до былых вершин популярности, тот, что с трудом справляется с разъедающими его изнутри противоречиями и техническими фокусами-ловушками. Но и тот, что полон достоинства и философского спокойствия; тот, что перерос юношеские увлечения и видит смысл своего существования в реализации своих прав на вечные ценности.

[текст 2018 года]

Фото для полиграфии

Параметры возможного тура

    • 5 человек в делегации
    • транспорт, жильё, питание, визы оплачиваются со стороны «МузЭнерго»
    • принимающая сторона предоставляет:
      • портальный звук сообразно площадке гитарный комбо-усилитель, предпочтительно ламповый
      • басовый комбо-усилитель
      • ударные в стандартной комплектации (минимальный допустимый набор — басовый барабан, рабочий барабан, один подвесной альт, один напольный том, педаль, стул с регулируемой высотой, стойка под малый барабан, три стойки под тарелки, коврик)
      • один вокальный микрофон и микрофонная линия (чистый голос)
      • одна микрофонная линия (голос с эффектами)
      • стерео-линия для электроники
      • один инструментальный микрофон и микрофонная линия (чистый саксофон)
      • одна микрофонная линия (саксофон с эффектами)
      • мониторную систему сообразно залу на пятерых музыкантов (в идеале — 5 мониторных линий, допускается для небольших залов сокращение количества линий и самих мониторов)
      • стойку для электроники с возможностью установки на высоте около 90 см с поверхностью примерно 40*70 сантиметров (можно больше); это может быть высокий столик или клавишная стойка с дополнительной «столешницей» указанного размера, которая жёстко прикрепляется к стойке.
    • работает местный звукорежиссёр
    • программа длительностью от 60 до 120 минут
    • коллектив должен позиционироваться именно как Jellici/Baldes’ Soundfields; при потребности в определённом дизайнерском решении фамилии лидеров могут быть поданы более мелко, но обязательно должны присутствовать в любом случае.
    • в рекламной кампании обязательно указание логотипов поддерживающих коллектив организаций
  • агент: Юрий Льноградский, +7 (916) 511-37-41, lnogradski@gmail.com

 


Soundfields + «МузЭнерго»: прошлое

  • Тур 2018 года:
    • 18 февраля — Воронеж, книжный клуб «Петровский»
    • 19 февраля — Егорьевск, клуб «Ротор»
    • 20 февраля — Нижний Новгород, старый актовый зал ННГУ
    • 21 февраля — Дзержинск, ЦДМШ им. Скрябина
    • 22 февраля — Москва, Esse
    • 23 февраля — Пермь, Fort Grand
    • 24 февраля — Екатеринбург, «Ever Jazz»

Архив избранных афиш