Анди Шнеллман (Andi Schnellmann), бас-гитара
Мануэль Троллер (Manuel Troller), гитара
Давид Майер (David Meier), ударные
Стилистическая направленность музыки швейцарского трио практически не поддаётся определению: ключевыми её особенностями являются умение свободно ориентироваться в неровных ритмических размерах и исполнять по памяти материал, гармоническая сложность которого сравнима с самыми радикальными образцами новой академической музыки. Джаз ли это? Безусловно, в том смысле, что большая часть репертуара предполагает импровизацию солиста и что он волен самостоятельно определять длительность своего соло в рамках понятного остальным «квадрата». Вот только «квадрат» в данном случае – это скорее трёхмерное асимметричное тело…
Трио «Шнеллертоллермайер» названо со здоровой иронией по фамилиям участников, трансформированным в наречия в сравнительной степени. Басист Анди Шнелльманн (Andi Schnellmann) добавил в общую формулу корень «schneller» («быстрее»), гитарист Мануэль Троллер (Manuel Troller) – «toller» («выше»), а фамилия барабанщика Давида Майера (David Meier) и вовсе не нуждается в превращениях, если достаточно просто стилизовать её под соответствующую часть речи. Правда, буквального перевода тут уже не получается, поэтому среди русскоязычных поклонников коллектива возникли целых три трактовки названия. Первая – в стиле переводчиков-сочинителей старой школы, которым важнее было найти в нужном языке готовую кальку, а не передать смысл буквально: «Быстрее, выше, сильнее». Вторая – более искушённая, учитывающая этимологию слова «meier», которым издавна называли наместников правителя, обязанных следить за порядком: «Быстрее, выше, организованнее». И третья – бесшабашно-бессмысленная и, как ни странно, лучше всего передающая смысл происходящего: «Быстрее, выше, Майер». Дело тут не в последнюю очередь и в том, что именно феноменальная работа барабанщика в коллективе бросается в глаза в первую очередь.
Сами музыканты считают, что их творчество – это, цитата, «просто музыка без компромиссов». На момент основания коллектива в 2006-м году каждому из музыкантов едва исполнилось по двадцать, что в современной Европе – почти ученический возраст, если речь идёт о действительно оригинальных, авторских экспериментах. Хорошее тому подтверждение – первый альбом группы, «Holz». Выпущенный в 2008-м году, сегодня он не упоминается (!) в официальной дискографии группы и распространяется только среди по-настоящему упёртых фанатов после долгих и неприятных переговоров – по той простой причине, что сами музыканты считают его ни много ни мало «ошибкой молодости», свидетельством всё ещё продолжающегося поиска и подверженности чужим влияниям.
Сегодня Schnellertollermeier смешивают импровизацию за пределами стилей, жёсткий джаз в духе Джона Зорна времён Naked City и брутальные формы авант-рока. В том, что получается, достаточно шума, чтобы в определённые моменты называть происходящее нойзом; достаточно энергии, чтобы прибегать к популярному и всё объясняющему термину «power trio»; но достаточно и осмысленности, чтобы слушатель захотел именно слушать эту музыку, а не отрываться под неё на танцполе, черпая в происходящем лишь чистую энергию.
Одна из самых удачных характеристик этого материала сравнивает его с классической литературой: дескать, порой надо перечитать определённую сентенцию несколько раз, чтобы понять её; но наконец-то поняв, понимаешь не только её саму — понимаешь нечто большее. Сами же музыканты трио охотно способствуют такому «перечитыванию», порой повторяя одни и те же внешне простые мелодические ходы по нескольку раз, вбивая свои асимметричные и гнутые гвозди в самую глубину слушательского мозга…
Все трое участников STM много работают и за пределами этого коллектива — в диапазоне от коммерческой поп-музыки до полнейшего авангарда. Подобная универсальность в последние годы — не столько признак всеядности, сколько результат серьёзного образования. Достаточно сказать, что учителем барабанщика Давида Майера был знаменитый Пьер Фавр, а гитарист Мануэль Троллер учился у Фреда Фрита. Сегодня же Троллер, например, может исполнять чистый импров в дуэте с прекрасным барабанщиком Джулианом Сарториусом и помогать в составе Ronin одному из патриархов швейцарского джаза Нику Бёрчу; Майер параллельно работает во вполне традиционно-джазовых проектах вроде Day & Taxi и в шумовом квартете Leon; а Шнеллманн настолько востребован в разнообразных инди-роковых и эстрадных коллективах страны, что даже не ведёт собственного сайта и практически не заглядывает в социальные сети: ему и так есть чем заняться.
О Schnellertollermeier по-настоящему заговорили после второго альбома, «Zorn Einen Ehmer Üttert Stem» (2010). Коллектив стали приглашать на престижные фестивали далеко за пределами Швейцарии, в том числе и в Россию. А в 2015-м вышла третья запись, скромно названная «X», причём взялся за неё ни много ни мало знаменитый лейбл CuneiForm Records. Среди персональных благодарностей в буклете появились имена российских продюсеров: три состоявшихся к тому моменту тура группы по России явно добавили ей уверенности в своих силах. Структура этого альбома свидетельствует о полноценной зрелости группы, способной и желающей работать концептуально: краткие композиции вроде «Backyard Lipstick», длительность которых едва превышает две минуты, соседствуют здесь с монументальной сюитой «X», звучащей больше двадцати.
Тур 2017 года — четвёртое в истории STM российское пришествие. Для музыки, которая при необходимости быть описанной одним словом скорее будет названа «авангардом», чем ещё как-то, даже простое возвращение в далёкую и непростую страну — уже признак качества. А четвёртое — это гарантия того, что в своей стилистической нише этот коллектив среди самых лучших.
[текст 2017 года]
Schnellertollermeier + «МузЭнерго»: прошлое
- 4-й тур (2017 г.)
- 15 февраля 2017 — Санкт-Петербург, JFC Jazz Club
- 16 февраля 2017 — Архангельск, Молодёжный Театр
- 18 февраля 2017 — Воронеж, «Петровский»
- 19 февраля 2017 — Самара, Центр Социализации Молодёжи
- 20 февраля 2017 — Протвино, ДК «Протон»
- 21 февраля 2017 — Ижевск, «Интеграл»
- 22 февраля 2017 — Москва, КЦ ДОМ
- 23 февраля 2017 — Калининград, «Дредноут»
- 3 тур (пока не оформлен)
- 2 тур (пока не оформлен)
- 1 тур (пока не оформлен)