Опубликовано

21.03.2020, Егорьевск, «Rotor»: MARC EGEA (Каталония)

 

Марк Эжеа (Marc Egea), колёсная лира, голос, этнические духовые и перкуссионные инструменты

Древний традиционный инструмент каталонского фольклора, колёсная лира, куда шире распространена в мире, чем может показаться неспециалисту. Но Марк Эжеа, один из лучших в мире специалистов по hurdy gurdy (именно так обычно называют колёсную лиру на английском), одинаково свободно чувствует себя и в фольклорном, и в импровизационном поле, а временами обращается и к электронике. Смесь традиционной музыки и джаза, академического музыкального языка и свободы, крайне необычная тембральная картина, оригинальный материал — всё это делает его работу ярким и заметным явлением.

Эжеа — автор собственной школы игры на инструменте («Iniciació a la viola de roda»), который в его руках обретает кажущиеся нереальными возможности. Марк охотно выступает как в составе ансамблей, так и соло, причём пользуется не только процессорной электроникой, но и некоторыми другими фольклорными инструментами. Последнее время он всё чаще использует флабиол — небольшой каталонский духовой инструмент, один из дюжины обязательных голосов традиционного ансамбля под названием «кобла». Марк вообще много и плодотворно работает с национальными духовыми, а в своих сольных альбомах задействует весь спектр от органа до перкуссии и от гитары до трубы. Неудивительно, что и в его исполнительской карьере встречаются весьма полярные проекты — от этно-джазового квартета Kaulakau до муниципального оркестра фанфар Барселоны. Эжеа регулярно сотрудничает с балетными и театральными труппами, создаёт уникальные звуковые инсталляции для музейных выставок, получает заказы на написание музыки к радио- и телепередачам и т.д.

Марк не раз бывал в России. Начав свои приезды с показа этно-джазового квартета Kaulakau, в 2013-м он вернулся с сольной программой и стал одним из ключевых участников первого гастролирующего фестиваля «МузЭнергоТур», проехав с ним от Подмосковья до Красноярского края. Наряду с ещё несколькими музыкантами он заложил основные художественные принципы проекта, предполагающие активное импровизационное сотрудничество «на ходу»; именно на основе этого опыта он принял решение участвовать в следующем туре уже без процессорной электроники, предлагая публике лишь акустическое звучание инструментов и свой голос. Одним из самых поразительных умений Марка оказалась способность вызывать на аудиторию дождь посреди ясного дня, исполняя для этого специальную древнюю каталонскую песню-заклинание.

В настоящее время Эжеа всё дальше уходит от электронного экспериментаторства к корневому фольклору, который, однако, подаёт во всё более радикальной манере — то аранжируя простенькие крестьянские песенки в формат чуть ли не академических ораторий, то находя в скупом акустическом звучании вполне современный танцевальный пульс, то поражая слушателя искренностью зрелого мужчины, максимально открыто поющего о вечных темах — любви, предательстве, дружбе, одиночестве. С недавнего времени с Марком часто выступает его старший сын Кирзе, поющий вторую партию и играющий на теноре (национальном духовом инструменте).