Опубликовано

06.04.2020, Набережные Челны, «Акуна Матата»: VERTIGO (Швейцария)

 

Иеремия «Джерри» Келлер (Jeremias «Jerry» Keller), бас-гитара
Флориан Фавр (Florian Favre), клавишные
Лионель Фридли (Lionel Friedli), ударные

«Вертиго» — это головокружение (в медицинском, общеупотребительном международном смысле). А во французском — к слову сказать, языке, на котором свободно говорят все три составляющих ансамбль швейцарца — это ещё и прихоть, причуда, дурачество.

Лидер этого проекта — Джерри Келлер; как и почти всегда получается у лидеров-басистов, ему удаётся показать в этом составе своих партнёров в достаточно неожиданном для них ракурсе. Так, пианист Флориан Фавр, стремительно набирающий европейскую известность со своим традиционным джазовым трио (рояль, контрабас и ударные) и успешно играющий близкие к «третьему течению» фортепианные концерты соло, здесь оказывается за электронными клавишными и радикально меняет манеру игры, используя все мыслимые синтезаторные возможности. Там, где залы и бюджет это позволяют, Фавр «заказывает» для себя весь возможный благородный винтаж: электропиано Fender Rhodes, синтезатор Prophet-6, непростые аналоговые процессоры. Там, где не позволяют — выжимает максимум из того, что есть, пользуясь собственным чемоданчиком с электроникой. А барабанщик Лионель Фридли, о брутальной и свободной манере игры которого уже ходят легенды, в Vertigo оказывается, наоборот, едва ли не механистическим метрономом, на первый взгляд не подверженным эмоциям.

Однако — не надо обманываться. Этой троице нужно всего несколько минут, чтобы слушатель и вправду потерялся и поплыл в созданном ими космосе. Звучание Vertigo одновременно старомодно и остро, обработка звука превращает порой бас в препарированную электрогитару, а синтезаторные «подклады» могут с одинаковой вероятностью спровоцировать как ассоциации с симфоническим оркестром, так и ощущения саундтрека от научно-фантастического фильма родом из шестидесятых. И всё это — с перспективой тех самых эмоциональных взрывов и выплесков энергии, которых поначалу не ждёшь: по изящному выражению одного из критиков, Vertigo — это «та радость, с которой сокрушаешь землю кувалдой». Что ж, у каждого свои представления и о головокружении, и о музыкальной вселенной.

У коллектива на счету один диск, выпущенный в 2018 году на лейбле ANUK, и весьма любопытная история взаимоотношений с Россией: Келлер и Фавр приезжали сюда однократно (соответственно в составе ансамбля Pommelhorse и с собственным трио), а вот Фридли бывал в стране не раз и с самыми разными коллективами: с трио Люсьена Дюбюиса, в дуэте Qoniak, в качестве «свободного агента» для участия в интернациональном «МузЭнергоБэнде». Каждый из музыкантов трио — человек с серьёзными формальными и карьерными достижениями. Например, Фавр в 2016-м потряс международный конкурс B-Jazz в Бельгии (главный приз для его трио и три дополнительных специальных!), Фридли в 2015-м году удостоился именной премии фонда Suisa (одной из ключевых культурных институций Швейцарии), Келлер в 2014-2016 пользовался приоритетной поддержкой швейцарского совета по культуре Pro Helvetia со своим ранним составом Pommelhorse. Словом, в Vertigo играют уже давно не «подающие надежды», а зрелые мастера с прекрасной и разнообразной творческой биографией, которые начали в этом составе что-то новое для себя.

Отзывы прессы

  • «… действительно головокружительные композиции» (Lula Pergoletti)
  • «… пьесы, обладающие широтой спиральной туманности и прилипчивостью сахарной ваты… стадионные рок-гимны, заставляющий тебя танцевать грув и шершавые, чисто джазовые импровизации» (Benedict Reising)